От реки поднимается пар, и над ней волнообразно поднимаются террасы, образуя здание с четырьмя
фасадами. Скоро исполнится два года со дня публикации победного предложения Влтавской филармонии.
Новый пражский концертный зал откроется в 2032 году, но с ориентировочной цены в 9,4 миллиарда крон
цена вырастет почти до 13 миллиардов крон из-за улучшения окружающей среды. Архитектор представит
обновленную форму в столице Чехии на следующей неделе.
Копенгаген (от нашего корреспондента) — Хотя в последнее время вокруг современного здания,
запланированного для станции метро «Влтавска», царит тишина, ведется интенсивная работа по
детальному архитектурному исследованию. «Все получилось очень хорошо», — говорит руководитель
группы проекта Мартин Крупауэр. «Это уже не мечта и не эскиз, а вполне профессиональная
документация, над которой работают несколько сотен лучших людей по всему миру», — добавляет он.
Среди них и ландшафтные дизайнеры, которым было поручено озеленить изначально строгий антураж
Влтавской филармонии. Несколько десятков из них работают непосредственно в штаб-квартире датской
студии Bjarke Ingels Group, которая годом ранее выиграла архитектурный конкурс.
Посетителю Копенгагена лучше всего добраться до своей штаб-квартиры на велосипеде или пешком от
последней станции метро. С машиной он бы не сильно помог. Район Нордхейвен в настоящее время
преобразуется из гавани в новый городской район и имеет ограниченное количество парковочных мест.
«Архипелаг, на котором расположен офис, — это новый городской округ, рассчитанный на 40 тысяч
жителей, предпочитающих жить в городе с мягкой мобильностью и без автомобилей. В Копенгагене
понимают, что традиционные исторические города Европы не могут вместить неограниченное количество
автомобилей», — объясняет Ян Магасаник, один из архитекторов студии. Уроженец Чеха работает здесь с
2006 года, но, как и все остальные, пробыл в новом здании всего несколько недель.
Звездный датский архитектор Ингельс, который в этом году отметит свое 50-летие, на протяжении всего
периода строительства продвигал новую резиденцию в своем профиле в Instagram, за которым следят
более 900 000 человек . Из общего числа 750 сотрудников сюда переехали примерно 350, остальные
остаются в филиалах в Нью-Йорке, Барселоне, Лондоне, Осло или Шэньчжэне, Китай.
Здание, стоящее на якоре на кончике бывшего пирса, отдает дань портовой архитектуре со своими
складами и промышленными зданиями. Это также отражено в сырье, которое сейчас перечисляет Ян
Магасаник: стекло, дерево, неоштукатуренный бетон, алюминий и черная термокатаная сталь, все без
покрытий. То же самое и снаружи: общественное пространство все еще находится на ремонте.
Единственная свежая зелень повсюду сейчас находится на столах ландшафтных архитекторов. Они
расположены на одном из этажей, соединенных заметной центральной лестницей. Ни один пол не
покрывает всю площадь этажа, в результате чего получается плавный каскад отдельных этажей,
образующих один большой взаимосвязанный интерьер.
Группа Bjarke Ingels уже давно стремится работать в общем пространстве. «Ни у кого из нас нет своего
отдельного офиса», — подчеркнула директор Шила Майни Сёгаард в 2017 году. «Мы все сидим вместе,
иногда шумим, как викинги, ругаемся и немного некорректны. Такой подход очень способствует созданию
непринужденной атмосферы», — рассказала она.
Меньше не значит больше
Студия сочетает игривость с серьезной ответственностью. Судя по всему, компания реализовала проекты по
всему миру: от небоскреба в Нью-Йорке и музея роскошных часов в Швейцарии до штаб-квартиры Google в
Силиконовой долине Калифорнии и Копенхилла. Этот мусоросжигательный завод с необычным
круглогодичным лыжным склоном на крыше расположен в пределах видимости новой штаб-квартиры в
Копенгагене.
Игривость и перфекционизм также иллюстрирует другой проект — Lego House, построенный в 2017 году в
Биллунде, Дания. Именно там в 1930-е годы начала писаться история одной из самых известных в мире
игрушек, на которой выросло несколько поколений детей. В том числе и Бьярке Ингельс. «Уникальность
Lego заключается в том, что на самом деле это не игрушка, а скорее средство для тренировки
систематического творчества, которое позволяет ребенку создавать свои собственные миры, а затем в
игровой форме заселять их», — сказал он.
Его увлечение Lego также отражено в девизе компании. В то время как производитель игрушек утверждает,
что «только самое лучшее достаточно хорошо», группа Bjarke Ingels заявляет: «Да, значит больше».
Оптимистичный, слегка маниакальный слоган отражает уверенность, амбициозное видение и юмор, отвечая
на часто используемую фразу «меньше значит лучше».
Архитекторы развили слоган в одноименном комиксе. Он полон таких терминов, как «гедоническая
устойчивость» или «утопический прагматизм», которые Ингельс и его сотрудники называют
парадоксальной ролью архитектуры: она стремится к радикальным идеям, но кто-то должен за них платить.
Самые смелые включают самодостаточный, экологически чистый город в Бутане или первый жилой дом на
Луне. С другой стороны, Ингельса критиковали за его связь с тогдашним президентом Бразилии Жаиром
Болсонару, позже осужденным за злоупотребление властью и все еще находящимся под следствием за
возможное подстрекательство к насилию.
Мировая акустика
О том, что Ингельс не является сторонником минимализма, свидетельствует проект Влтавской филармонии,
призванный привлечь в Прагу мировых звезд, стать символом чешской архитектуры XXI века и поставить
мегаполис рядом с Гамбургом, Рейкьявиком или Копенгагеном, где в последние годы появились
современные концертные залы.
Помимо 40–50 архитекторов штаб-квартиры в Копенгагене, над пражским проектом работают десятки
специалистов из других стран, например, британская инжиниринговая фирма Buro Happold, эксперты по
мобильности Systematica, специалисты по театральному дизайну Theater Project, специалисты по фасадам
Front или Speirs Major. работа с освещением. Есть также чешские компании: местный партнер – AFRY-CZ, их
консультанты по статике – Němec-Polák, по гастрономии – Viewegh Gastro Team и графические дизайнеры –
Side2.
Ключевую роль будут играть инженеры-акустики японской компании Nagata Acoustics. Его уже подписали
лучшие концертные залы мира: от Концертного зала Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, спроектированного
архитектором Фрэнком Гери, до Парижской филармонии или Эльбской филармонии в Гамбурге —
признанного источника вдохновения для Праги.
«Мы созваниваемся с отдельными специалистами каждую неделю», — иллюстрирует интенсивность
сотрудничества не только с японской компанией Ян Магасаник. На следующем этапе она построит
физическую акустическую модель в масштабе 1:10. На ее создание уйдет около шести месяцев, а
следующие четыре будут потрачены на исследование ее свойств.
«Благодаря использованию в модели реального звука измеренные отклики могут охватить все сложности,
связанные с движением звука в пространстве и его взаимодействием с геометрией и поверхностями из
разных материалов», — объясняет преимущества этой процедуры перед компьютерным моделированием.
Марк Кикерес из парижского филиала. «Это также достаточно большой масштаб, чтобы воспроизводить
сложные структурные детали», — поясняет он.
Инженеры из Нагаты будут активно участвовать в строительстве еще во время самого строительства. После
завершения дорогую модель будут использовать и для других целей: например, в качестве помощника для
светотехников.
Более зеленый
Сердце Влтавской филармонии и причина, «почему мы все это делаем», Ян Магасаник описывает
концертный зал, рассчитанный примерно на 1800 человек. Его окружают три поменьше: камерный,
многофункциональный и тестовый. Люди, прогуливающиеся по зданию по террасе в сторону крыши, смогут
проникнуться атмосферой отдельных помещений внутри.
Сразу после публикации проекта наиболее наклонным элементом здания стали возвышающиеся террасы
переднего фасада, которые дополнят колонны извилистой колоннады . Наоборот, зелени не было. В шквале
положительных отзывов это была единственная жалоба.
Сегодня все по-другому. Недавно внешнюю модификацию разработала команда ландшафтных и садовых
архитекторов датской студии. При проектировании будущей центральной площади они исходили из
естественного перемещения людей по общественному пространству.
Западная сторона новой площади должна находиться рядом со стороной Штроссмайера, к югу от реки будет
построена новая набережная. На северной стороне будут доминировать проходящие трамваи, вход в метро
и место для фермерских рынков. Восток в районе виадука Негрелли должен быть самым тихим, там есть
место для сообщества скейтбордистов и паркура.
Влтавская филармония будет работать круглосуточно, без выходных, поэтому в ее составе также будет
ресторан или кафе. Самое главное – это просторное бистро на 300 человек на шестом этаже, из которого
можно с комфортом пройти на расширенную юго-западную террасу. Отсюда посетителям откроется новый
вид на центр Праги. Северо-восточную сторону завершает ресторан меньшего размера и с более уютной
атмосферой.
Бьярке Ингельс представит измененную версию предложения в следующую среду, 24 января, в Центре
архитектуры и градостроительства в Праге. Мероприятие будет транслироваться онлайн, после чего
состоится выставка.
Цена проекта выросла с первоначальной оценки менее пяти миллиардов крон и пересмотренных 9,4
миллиардов крон до нынешних 12,6 миллиардов крон, писала Lidové noviny в ноябре. Виновником является
рост цен на строительные работы и материалы, но, прежде всего, запланированные мероприятия в районе
реки Влтавы, от улучшения набережной до решения дорожного движения. «Сумма самой Влтавской
филармонии остается 9,4 миллиарда крон, остальные 3,2 миллиарда крон будут расходами на
благоустройство окружающей среды», — говорит представитель Влтавской филармонии Адела Коваржова, по
словам которой, цена будет дополнительно обновлена после архитектурного исследования. было подано.
Руководство муниципалитета хочет получить государственный грант на строительство и рассматривает
возможность привлечения частных инвесторов.
Будущий дом
Во Влтавской филармонии, Чешской филармонии и Симфоническом оркестре столичного ФОК должны быть
помещения, репетиционные залы и студии звукозаписи. Сюда же переедет музыкальный отдел
Муниципальной библиотеки Праги. Ее руководитель Бланка Элледерова представляет себе творческий
центр, частью которого станет библиотека, как «музыкальную комнату для всей Праги», где можно будет
культурно и некоммерчески провести свободное время.
Оркестры уже обсуждают внутреннее устройство с архитекторами и заказчиком, то есть муниципалитетом
Праги. «Мы участвуем в консультациях», — подтверждает Даниэль Соботка, директор Пражского
симфонического оркестра. Сейчас он и его коллеги работают над модельным сезоном Влтавской
филармонии.
«Помимо залов и оркестровых помещений, мы также возлагаем наши надежды на образовательные
пространства», — добавляет Лукаш Дучек, руководитель отдела инвестиций и управления Рудольфинума,
от имени Чешской филармонии. По его словам, важно будет не только то, что два оркестра координируют
свою деятельность здесь, но и то, что идентичность и драматургия здания отличаются от Рудольфинума или
Муниципального дома.
Концерты в обоих продолжатся, но исторические здания 1881 и 1912 годов постройки уже не отвечают
нынешним требованиям по количеству мест и площади на сцене. В новом зале сцена будет больше и
смещена к центру, так что публика будет окружать оркестр со всех сторон, следуя рисунку виноградника ,
давшего название этому типу зала. Некоторые увидят дирижера спереди и музыкантов сзади.
Однако прежде чем симфонические стихи Бедржиха Сметаны можно будет услышать в Влтавской
филармонии, со дня его рождения в этом году исполнилось 200 лет и архитекторов которой Влтава
вдохновляла , еще многое должно произойти. В течение двух лет коллектив должен подготовить проектную
документацию, в том числе решение дорожной ситуации в районе. Строительство должно начаться в 2027
году, чтобы через пять лет здание приняло первых посетителей.