Чешская филармония представила британского дирижера сэра Саймон Рэттл

Филармония в Праге;yandex.ru

На следующий день после исторического подписания контракта с Чешской филармонией пражской публике представился британский дирижер сэр Саймон Рэттл, увенчанный королевскими титулами. В первой половине концерта в четверг ему аккомпанировала китайская пианистка Юджа Ван, которую немецкий журнал окрестил «Рианной фортепиано».

36-летняя артистка получила свою первую премию Грэмми в прошлое воскресенье за ​​свой альбом The American Project с музыкой Майкла Тилсона Томаса и Тедди Абрамса. Если он вовремя прибавит к ним еще две статуэтки, они будут у него такими же, как у сэра Рэттла.

Начиная со следующего сезона главный приглашенный дирижер Чешской филармонии дал согласие на это предложение по многим причинам, в том числе потому, что ему «нравилась теплота и типичный черный юмор» оркестра. Он рассказал, что сразу почувствовал контакт с игроками и решил, что «это того стоит».

Благодаря этому Чешская филармония обретает редкого сотрудника, который привлечет в Прагу других музыкантов и слушателей. Многолетний главный дирижер Берлинской филармонии также имеет большой опыт постоянной работы с оркестрами, где цель – не выступление за один вечер, а построение более широкой концепции. В том числе и расширение репертуара. Рэттл хочет привлечь больше современных авторов и сочинений Йозефа Гайдна, Роберта Шумана, Эдварда Элгара и французских композиторов.

В свете этого события абонементный концерт на музыку Сергея Рахманинова и Антона Брукнера, который повторяется в пражском Рудольфинуме в эту пятницу вечером и снова в субботу днем, приобрел еще более праздничный тон. Это был изысканный вкус того, что ждет нас с Rattle в ближайшие пять лет.

Нитка жемчуга
Третий концерт Рахманинова 1909 года известен среди пианистов своей сложностью. Дело не только в технической сложности, но и в физической выносливости, перевод занимает около сорока минут. Крылатая критика врагов автора гласит: «Слишком много примечаний». В различных вариантах сольной части третьего концерта их фигурирует от 29 до 30 тысяч — да, кто-то их посчитал.

Юджа Ван сыграл их всех с изяществом, блеском и эмоциональностью. Там, где другие пианисты могли бы впасть в пафос, она разумно формировала каждую ноту и поэтически доносила ее до сосредоточенной аудитории. В некоторые моменты буквально перехватывало дыхание — хотя при написании музыки такой связью злоупотребляют, иногда она действительно случается.

Однако редкие и красивые моменты чередовались с неясными пассажами диалога оркестра и необыкновенного солиста. Сэр Рэттл иногда слишком сильно отставал от Филармонии, и сопровождающие ее фигуры растворялись в безвестности. Результатом стала бессвязная нитка музыкальных жемчужин.

Понятно, что решение играть робко, почти неслышно, в некоторых моментах проистекает из опыта. Солисту такого требовательного концерта иногда нужна «помощь», чтобы его искусство выделялось. Юджа Ван не нуждался в такой сочувственной, но слишком осторожной поддержке. Даже в лирических отрывках она создавала поддерживающий, выразительный тон.

Кроме того, она обладает выносливостью спортивной спортсменки, что она доказала совершенно сверхчеловеческим исполнением, когда за один вечер в Нью-Йорке в прошлом году сыграла все четыре фортепианных концерта Рахманинова и его «Вариации на тему Паганини». Газета New York Times включила это выступление в число музыкальных событий года.

Помимо его огромного таланта, в Юдже Ване есть еще одна интересная вещь. С 2007 года, когда она выступила в партии Марты Аргерих в Первом фортепианном концерте Чайковского и начала звездную карьеру, она остается естественной, неприхотливой и честной в своей речи и интервью. В одном видео можно увидеть, как она подробно исполняет тему из «Вариаций Рахманинова». Затем на ее лице появляется веселая улыбка и, не прерывая игры, она говорит в камеру: «Знаешь, какая лучшая мотивация? Когда мужчины ведут себя как идиоты».

Особое отношение к Рахманинову можно также увидеть в ее активном аккаунте в Instagram. На одной из фотографий, на которой она одета в черный топ, она сообщает поклонникам, что месяцы упражнений Рахманинова дали ей «довольно хороший пресс».

Пресс и высокая культура сочетаются ли они вместе? Юджа Ван на протяжении многих лет провоцировала консервативных критиков своим раскованным поведением и гардеробом. Однако со временем неловкие комментарии по поводу ее слишком короткой и тесной одежды исчезли. Пианист привнес в концертные залы моду и вместе с ней немного «гламура». В конце концов, это Рианна фортепиано .

Исключительное видение
Антон Брукнер несколько отклоняется от привычных представлений о композиторах-романтиках. Он просил руки девочек-подростков на несколько поколений моложе его и граничил с фанатизмом в своей вере. Его жизнь, казалось, была лишена большого драматизма, и поэтому он оставался второстепенным для большинства писателей и режиссеров, за достойным исключением замечательного Кена Рассела, режиссера « Листомании» .

О замечательной натуре Брукнера свидетельствует и тот факт, что Шестую симфонию в 1881 году он посвятил своему соседу по дому. В истории посвящений это одно из самых любопытных.

Однако мы можем поместить австрийского композитора хотя бы в один фиксированный ящик, который называется «непризнанный гений». Он столкнулся с злобной критикой и разрушительными сомнениями в собственном таланте. Таким образом, некоторые из его девяти симфоний существуют в многочисленных и разнообразных версиях, которые озадачили не одного музыковеда.

Тем не менее, шестой был написан в относительно самоуверенный период, и Брукнер позже не пересматривал его. Он полон теплых и задумчивых мелодий, с преимущественно оптимистичным тоном и юмористическими эпизодами скерцо, во время которого в четверг отличились валторны Чешской филармонии.

В центре часового произведения находится медленная вторая часть, которая, по словам дирижера Симоны Янг, обладает «блеском, глубиной, страстью и трагизмом». Однако для сэра Саймона Рэттла также важно воспринимать архитектуру в целом, поскольку он причисляет Брукнера к числу композиторов с «исключительным видением».

О необыкновенном видении можно говорить и в случае с самим Рэттлом, необычайно приветливым человеком, получившим широкую известность в 1980-х годах как музыкальный руководитель Бирмингемского симфонического оркестра. Он последовательно работал над симфониями Брукнера как в Англии, так и позже с Берлинским филармоническим оркестром и Лондонским симфоническим оркестром.

Теперь он ехал шестым по Праге наизусть. Даже издалека было видно, насколько близко он знает счет. Его закоулки, потенциал, вызовы, связанные со сложной формой и местами, коварными для ритмического и, прежде всего, динамического взаимодействия.

Чешская филармония исполнила это произведение спустя двадцать лет. И все же у нее, похоже, были с ним такие же интимные и страстные отношения, как и у Рэттла. Звуковой баланс между отдельными группами, построение фраз по струнам, высокая концентрация, чудесное ощущение характерных для Брукнера пауз. Рудольфинуму, наполненному до краев, посчастливилось все это услышать.

Если сэр Саймон Рэттл и Чешская филармония смогут добиться такого результата на разовом концерте, нам действительно есть на что рассчитывать в ближайшие годы его регулярного выступления.

источник публикации: Новости Чехии


дата публикации 20.01.2024

Author: administrator

Добавить комментарий