Самый красивый автомобиль в Чехии

yandex.ru

Aero 50 Dynamik с кузовом Йозефа Содомки — один из самых красивых автомобилей в истории Чехии. По имеющейся информации, до наших дней сохранились два экземпляра: один находится в Краеведческом музее в Высоке Мыто, другой – в частной коллекции в Америке. И именно «американский» образец, также известный как Аризона, будет продан с аукциона в Монтерее, штат Калифорния, в августе.

Аукционный дом RM Sotheby’s, проводящий торги, оценивает цену уникального чехословацкого кабриолета где-то между 300 и 400 тысячами долларов, то есть примерно от 7 до 9,4 миллиона крон.

Однако на этом же аукционе пройдут и значительно более дорогие автомобили: например, Maserati 450S 1958 года, который оценивается в сумму от девяти до одиннадцати миллионов долларов, или Mercedes-Benz 540 K Special Roadster 1937 года, который оценивается от девяти до двенадцати миллионов долларов. Среди них, короче говоря, чешская машина, давно несуществующая марка, не имеет такого звука и имиджа.

В любом случае, Aero 50 Dynamik является одним из самых красивых автомобилей в истории Чехословакии, и формы кузовного цеха Sodomka не затеряются даже среди упомянутых уникальных марок известных марок. Всего в Монтерее будет продано 133 автомобиля , включая Dynamics. Аукцион, который является частью автомобильной недели в городе Калифорния, является одним из ежегодных событий для RM Sotheby’s. Если кому-то машина интересна, она будет выставлена ​​на аукцион с 18 по 20 августа.

Произведено всего несколько штук
История Dynamics началась в 1936 году, когда автопроизводитель Aero показал свою топовую модель с обозначением 50, основанную на меньшем типе 30. Автомобиль предлагался в виде родстера или двухдверного седана, под капотом находился двухтактник в рядный четырехцилиндровый объемом 37 литров и мощностью 37 кВт в открытом и 33 кВт в закрытом исполнении. Проще говоря, двигатель был создан путем дублирования агрегата от Aero 30, как вспоминают Алоис и Ондржей Павлускова в книге Aero.

В 1937 году предложение пополнилось четырехместным кабриолетом, а годом позже был показан четырехдверный лимузин, пришедший на смену двухдверному седану. Сегодня это редкость из-за небольшого количества произведенных штук. Согласно упомянутому изданию по истории автопроизводителя «Высочина», до 1941 года было создано 1205 всех версий Aero 50, но можно найти и другие цифры на несколько штук.

Как это было не только в Чехословакии между войнами, кузовные мастерские часто строили специальные кузова на шасси серийных автомобилей в соответствии с пожеланиями конкретных мобильных клиентов. Вероятно, самым известным специалистом в этой области была Содомка в Высоке Мыто, основанная в 1895 году Йозефом Содомкой, сначала как ремонтная мастерская, а затем вагоностроительный завод.

После Первой мировой войны компания переориентировалась на производство кузовов автомобилей, первое из которых было создано на базе Praga Mignon в 1925 году. Затем последовали конструкции на шасси других чехословацких и иностранных марок. Всего Содомка переоформила по индивидуальным пожеланиям не менее 53 таких автомобилей, остальные были серийными кабриолетами непосредственно для Aero со своим кузовом.

Между 1939 и 1941 годами, т.е. уже во время Второй мировой войны и протектората Чехии и Моравии, кузовной цех Содомека выпустил, пожалуй, самый известный автомобиль. Как следует из названия, Aero 50 Dynamik имел отчетливо аэродинамический кузов с расширенными крыльями, которые также закрывали колеса, и имел утопленные фары спереди. Также имелся длинный капот по форме напоминающий стрелу, характерная передняя маска или небольшой стабилизирующий плавник сзади. Стилизованный логотип «S», отсылающий к создателю, нельзя было не заметить.

Формы были вдохновлены некоторыми французскими автомобилями, но, по крайней мере, в Чехословакии автомобиль выглядел как откровение с точки зрения дизайна. До этого ничего подобного не происходило, хотя Содомка также спроектировала много интересных корпусов свежей формы. Динамик также снялся в фильме 1942 года «Валентин Добротивы».

Однако за уникальными формами скрывалась чисто стандартная техника, на что также указывает узкая колесная база в удлиненном кузове. Двухлитровый четырехцилиндровый двигатель в «Динамике» был в более мощной версии мощностью 37 кВт и приводил в движение передние колеса через трехступенчатую механическую коробку передач. В то время как техника была одинаковой для всех изготовленных деталей, дизайн автомобиля всегда немного отличался друг от друга, по крайней мере, в деталях. До сих пор неясно, сколько уникальных кабриолетов было создано по сей день. Есть источники, указывающие на то, что всего было выпущено шесть штук, другие — от семи до девяти машин.

В любом случае сын владельца автопроизводителя Aero Владимир Кабеш-младший должен был получить в подарок на свой 21-й день рождения первый произведенный Aero 50 Dynamik. Однако даже в отношении предстоящего американского аукциона выставленный на торги автомобиль более интересен, если верить аукционному залу, составленному в 1939 году. RM Sotheby’s ссылается на книгу Карела Йичинского «Аэроавтомобили и их время», в которой, согласно которым кабриолет изначально принадлежал архитектору Франтишеку Лоуде.

Однако в 1942 году он присоединился к антинацистскому сопротивлению, спрятал машину, а после войны подарил ее американскому профессору и его другу Сэмюэлю Харрисону Томсону. Он отправил ее в Колорадо, где читал лекции: так машина добралась до Соединенных Штатов. Там он менял владельцев во второй половине 20 века, пока не оказался брошенным в пустыне Аризоны почти на десять лет. Отсюда и название «Аризона». Впоследствии, однако, он был спасен и отремонтирован в 1980-х годах, так что в 1990 году автомобиль смог снова дебютировать перед публикой на знаменитой выставке классических автомобилей в Пеббл-Бич.

Красно-черный открытый автомобиль с бордовым кожаным салоном появился в некоторых американских изданиях в начале 1990-х годов. До сих пор один из двух сохранившихся экземпляров был частью обширной частной коллекции эксклюзивных автомобилей Blackhawk Collection . Так что теперь похоже сменился хозяин автомобиля.

Второй сохранившийся экспонат можно увидеть в Чехии, прямо в Высоке Мыто в местном Краеведческом музее. Он приобрел его в развалинах в 2005 году и прошел дорогостоящий ремонт, который закончился через три года. Сама судьба кузовного цеха Содомка немного печальнее двух упомянутых уникальных кабриолетов.

В 1948 году Содомка была национализирована и включена в состав нового национального предприятия «Кароса». Хотя все еще предпринимались попытки сохранить дизайн кузовов автомобилей, таких как открытый Tatraplan, который был подарком Иосифу Виссарионовичу Сталину к его 70-летию, президентский специальный VOS или Škoda 440 Karosa, в конечном итоге они полностью переориентировали производство и дизайн автобусов в Высоке Мыто. Йозеф Содомка-старший начал с ними еще до войны. Сегодня бывшая Karosa принадлежит итальянской Iveco, которая по-прежнему производит автобусы в Высоке Мыто.


источник публикации: Новости Чехии

дата публикации 27.06.2022

Author: administrator