Чехия: Пятьдесят лет спустя

yandex.ru

Троллейбусы возвращаются на улицы столицы спустя ровно 50 лет. В субботу транспортная компания начала пробную эксплуатацию линии
Летняны-Чаковице. После поставки новых троллейбусов в следующем году маршрут будет продлен до Пальмовки. Примерно половину пути
автомобили будут проезжать под тележками, а оставшуюся часть — на аккумуляторах. Аналогичным образом Прага хочет электрифицировать и
другие линии, например, в аэропорт или в холмистую часть города.

Троллейбусы уже более трех десятилетий являются важной частью общественного транспорта Праги. Первая линия была открыта в 1936 году
от железнодорожного вокзала Стршешовице через жилые районы Оржеховка и Ганспаулка до церкви Святого Матфея. Длина маршрута составила
3,5 километра, холмистую местность троллейбус преодолел за 13 минут.

«Троллейбусы хорошо себя зарекомендовали, они спокойно едут и станут новым современным видом транспорта для нашего города», — писали
тогда в прессе. Троллейбусы имели принципиальное преимущество именно в горах, где трамваи и автобусы того времени с трудом могли
пройти. Вскоре были созданы и другие линии, например, от Андела через Малвазинки до фабрики Вальтера в Йинонице.

Наибольшее развитие троллейбусной сети произошло в послевоенный период, между 1949 и 1954 годами. Электромобили в то время также
курсировали за пределами Праги, например, из Смихова в Велку Хухле или из Либно через Просек и Летняны. до Чаковице, то есть по
маршруту, аналогичному действующей сейчас линии.

Однако во второй половине 1950-х годов троллейбусный транспорт начал умирать и морально устареть, как и вся социалистическая плановая
экономика. Проблемы были с плохим состоянием дорог и нехваткой энергии для работы. Троллейбусная сеть достигла своего максимума в
1959 году, когда она составляла 57 километров.

Однако в том же году первая линия уже была закрыта, а вскоре последовали и другие, в том числе строящиеся. Также из-за дешевой
советской нефти их роль постепенно перенимали автобусы, которые, согласно новой концепции, должны были стать основным средством
передвижения к строящейся подземке. Троллейбусы и трамваи должны были постепенно исчезнуть с улиц.

В ночь на 15 октября 1972 года он сел на последний троллейбус Праги. Сегодня этот момент отмечен памятником на Орионке в Виноградах
рядом с бывшим каретным сараем. В 2010 году здесь построили остановку с четырьмя историческими троллейбусными столбами и указателем.
Второй памятник находится на Праге 6 возле Матея, где заканчивалась первая троллейбусная линия.

Последний троллейбус ушел 15 октября 1972 года. Ровно через 50 лет он возвращается в строй.
Последний троллейбус ушел 15 октября 1972 года. Ровно через 50 лет он возвращается в строй. | Фото: ДПП

Возвращение троллейбусов ждали 45 лет
Однако вскоре после отмены троллейбусного движения в Праге стало ясно, что это был неверный шаг. Об их возвращении неоднократно
говорили с конца 70-х годов. В 1980-х годах город рассматривал линии, ведущие в холмистые части города с большими жилыми массивами,
где у тогдашних слабых венгерских автобусов Ikarus были наибольшие проблемы. Таким образом, были созданы планы линии на Баррандов, на
Бохнице, на Смихов на Джиноник, на Пальмовку на Летняны или на Высочаны на Просек.

После падения коммунизма подготовка к строительству линий на Джиноник или Страхов продвинулась вперед, транспортная компания уже
подала заявку на получение разрешений на строительство некоторых проектов. Однако в 1992 году все работы были остановлены, и было
решено, что троллейбусы больше не вернутся в Прагу.

Следующего «автобуса с щупальцами» пражанам пришлось ждать до 2017 г. Тогда, ровно через 45 лет после последней поездки, транспортная
компания начала пробный пробег километровой очереди по улице Просецкой. Электричество должно было помочь машинам в крутом подъеме,
остальную часть пути до Летнян машина ехала на аккумуляторах. Компания опробовала на маршруте технологии и разные типы троллейбусов.

В 2020 году он купил в Пльзене подержанный троллейбус со вспомогательным дизельным двигателем, который использовался для обучения
водителей, но также работал в обычном трафике, хотя и очень ограниченно. Из-за реконструкции улицы Просецка и впоследствии из-за
эпидемии коронавируса линия остановилась и не обновлялась. Тем временем, однако, Прага решила частично электрифицировать маршрут из
Пальмовки через Просек, Летняны и Чаковице в Мишковице и вернуть сюда троллейбусы. Строительство началось в январе этого года и
закончилось осенью.

Новой линии был присвоен номер 58, который она носила уже в послевоенное время. После поставки серии новых троллейбусов он полностью
заменит нынешний автобусный маршрут 140. На половине пути вагоны будут питаться от троллейбусов, остальная часть будет работать от
аккумуляторов.

Прага и транспортная компания уже готовят электрификацию других линий. Сегодняшняя линия 119 из Велеславина в аэропорт имени Вацлава
Гавела ближе всего к нему, линия должна быть построена в следующем году. Компания уже объявила тендер на поставку новых сверхдлинных
трехсекционных троллейбусов вместимостью до 180 человек. Даже в этом случае машины половину пути проедут под проводами, а половину на
аккумуляторах.

Электромобили постепенно заменят другие автобусные маршруты, проходящие через холмистые районы. Как и во времена расцвета
троллейбусов в середине прошлого века, они будут иметь номера, начинающиеся с пятерки или шестерки.


источник публикации: Новости Чехии

дата публикации 16.10.2022

Author: administrator