Посмотреть со стороны, где находится Чехословакия в Европе хотела художница-график Зденка Русова, почему она впервые
вышла в мир. В 1970 году она эмигрировала в Норвегию, где стала первым профессором графики и первой женщиной,
занявшей должность ректора высшей художественной школы в Скандинавии. Она живет там и сегодня. Сейчас она
выставляется в Праге.
Выставка в трех залах пражского музея «Конюшня Камп» , которая продлится до 2 июня, станет первой комплексной
выставкой русских произведений в Чехии за 57 лет. В основном это ее графика и рисунки 1960-х годов, когда она часто
изображала женские головы и цирковые мотивы. Вместо людей в ее сценах фигурировали, например, дрессированные
собаки в акробатических позах.
Норвежский этап творчества Русове отличается большей красочностью, в произведения входят мужское и женское начало.
«Я хотел уехать из Чехии, из Центральной Европы. И где? К северу. Я не видел никаких фотографий, я знал только Мунка.
Тихо, холодно, мало людей, природа, море», — говорит в интервью, перепечатанном в каталоге, Мартина Виткова, 84-летняя
россиянка, куратор выставки.
Русова родилась в Праге в 1939 году, рисовала с детства. Окончила УМПРУМ в студии книжной графики Антонина
Стрнаделя. В Чехии у нее было всего две самостоятельные выставки, последняя в 1967 году в Энергетическом клубе. В том
же году она впервые поехала в Норвегию на стажировку. «Мне не хотелось всю жизнь находиться в той комнате и стране,
где я родилась», — объяснила она , почему хотела увидеть мир.
В 1970 году она вернулась в Норвегию навсегда. «У меня с рождения было только летнее платье и сумка со всеми
документами. Я получил место и комнату у семьи в Сэндвиче, это примерно в 15 километрах от Осло. Я мыла полы и
готовила выставку», — вспоминает Русова, как ей было трудно выучить норвежский язык и вписаться в общество. «Я
прошла через все одна. И женский. И молодой», — подчеркивает она.
С тех пор он выставляется в основном в Скандинавии. Чтобы выучить язык, она изучала богему в Университете Осло. Она
установила тесное сотрудничество с основанным в то время коллекционным учреждением Henie Onstad Kunstsenter, которое
со временем приобрело несколько сотен ее работ.
С 1987 по 1996 год она была профессором графики Норвежской национальной академии изящных искусств, где также была
ректором до 1992 года. Сегодня ее работы входят в коллекции Национального музея в Осло, галереи Тейт или Британского
музея в Лондоне. В каталоге также упоминается тот факт, что Русову навестила на родине Соня Норвежская, являющаяся
королевой скандинавской страны с 1991 года. «Она даже была здесь дважды. У них в замке есть мои картины. Соня тоже
рисует», — отмечает Зденка Русова.
При создании графики чаще всего работает техниками сухой иглы и офорта, рисуя тушью и бумагой. Значительную часть
экспозиции составляет серия голов 1967 года, запечатленных в профиль, сломанных, зашнурованных. «Они всегда раненые
женщины. Видны разорванные, расколотые, изрубленные шеи. При этом головы похожи на наросты, иногда даже
напоминают холмы в ландшафте. Повсюду видна фрагментация, как будто ей приходилось постоянно бороться за свою
женственность, идентичность, индивидуальность», — описывает куратор Виткова.
Важными мотивами для художника-графика были равновесие, поиск равновесия, движение на цирковом канате, где всегда
есть риск упасть. «Когда я разговаривал с госпожой Русовой, она в основном говорила о свободе, о позиции между
мужчиной и женщиной, которая ей не очень нравилась в Чехии, но нашла свое применение в Норвегии», — вспоминает
куратор.
По ее словам, Русова – выразительный оратор. Он сопровождает слова жестами рук, мимикой и смехом. Она перемежает
чешский язык, который не использовала регулярно более пятидесяти лет, с норвежскими выражениями и предложениями.
«Не сердитесь, что чех — норвежец. Учите норвежский. Приезжайте сюда в гости и выучите норвежский, это несложно», —
призывает она куратора в одной из частей интервью.
По ее словам, Русова особенно поразила Норвегию своим высоким уровнем мастерства, а также центральноевропейской
тематикой. «По мнению россиян, для норвежских коллег пейзаж является очень важным источником, для
центральноевропейцев этот пейзаж — Кафка. Источником для автора также был абсурд, в котором мы живем в Центральной
Европе», — добавляет Мартина Виткова.
В интервью художник говорит, что искусство не только самотерапевтично, но и экзистенциально. «Это одна из основ
существования», — подчеркивает он. «Я работал, был профессором, был ректором. Я вела себя как дива, пока мне не
исполнилось семьдесят. В семьдесят лет я сказал себе: всё. Отныне я пенсионер и ничего не делаю. И я это терпела и
ничего не делаю», — рассказывает в каталоге Зденка Русова.
источник публикации: Новости Чехии