Йозеф Тржештик:современная музыка принадлежит Пражской весне

Два дня, полных современной музыки, которые включают в себя большие вечерние концерты, дебаты и мастер-классы, впервые стали частью Пражской весны в прошлом году. Мероприятие под названием Prague Offspring напоминало отдельное ответвление или, в некотором роде, фестиваль внутри фестиваля. В этом году она проходит во второй раз в Центре современного искусства Holešovice Dox 26 и 27 мая.

Остается не только формат, но и топовый ансамбль Klangforum Wien, который специализируется на современной музыке. После феминистки Ольги Нойвирт к власти приходит композитор Георг Фридрих Хаас. Его и его предшественника связывает австрийское происхождение и сильный политический заряд: он написал композицию «Напрасно», которую представит в Праге, на фоне подъема крайне правых в Австрии. Кроме того, в последние годы автор открыто высказывался о собственной сексуальности, которой он добился благодаря своей жене Моллене Уильямс. Она появится на пражском фестивале Offspring в главной роли в фильме «Гиена», показ которого является частью программы.

Наряду с 69-летним Хаасом он станет воображаемой ключевой фигурой первого вечера в Dox of György Ligeti, которому в этом году исполнилось бы 100 лет. Он умер в 2006 году. Его музыка до сих пор производит впечатление сплошных образований, полных внутреннего движения и изменений, и современные авторы называют ее уважаемой классикой. Жители Праги услышат его Камерный концерт и Концерт для фортепиано с оркестром.

Четыре чешских автора и две женщины-автора написали по заказу фестиваля новые композиции, премьера которых состоится в Праге Offspring. Яркие цвета и сложная движущаяся структура стали основой для создания Лунапарка Яной Вёрешовой, победительницей конкурса композиторов Чешской филармонии в 2018 году.

Уже в прошлом году три студента из чешских университетов смогли показать свои оценки членам Klangfora Wien в Dox. В этом году ансамбль включит новое произведение одного из них, Павла Шабацкого, прямо в основную программу второго вечера — наряду с новыми произведениями более продвинутых композиторов Шимона Восечека, Франтишека Халупки, Михаэлы Палек Плачка и Матоуша Хейло. Например, его новая пьеса называется Kývání и помещает на музыку модель двойного маятника.

В тот же день во второй половине дня оркестр исполнит студенческие произведения Миличи Модры, Ноэми Савковой и Матея Слободы. Эта общественная экспертиза, предназначенная в первую очередь для авторов, также может быть просмотрена публикой.

Однако современная музыка не ограничивается двухдневным пражским Offspring. Помимо его программы, участников второго тура конкурса «Пражская весна» ждут новые сочинения Яна Кучеры для тромбона и фортепиано и Ондржея Штохла для альта. Еще одна мировая премьера в этом году привлечет внимание украинской поэтессы Лины Костенко. Немецкий композитор и виолончелист Бамберского симфонического оркестра Эдуард Резач написал на ее стихи песенный цикл V plamenech. С оркестром ПКФ — Пражская филармония 28 мая дирижирует другая украинка, дирижер Оксана Лынив, которая отметилась как первая женщина на Вагнеровском фестивале в Байройте, Германия.

По словам драматурга фестиваля Йозефа Тржештика, существует мнение, что современная музыка принадлежит Пражской весне. Тогда интенсивность его представления зависит от меры и контекста. «Вместо слова «продвигать» я бы использовал слово «коммуникация» в связи с современной музыкой», — говорит Тржештик, ставший драматургом «Пражской весны» в 2019 году.

По его словам, включение произведения живого автора обычно требует большего общения, чем топовая симфония Антонина Дворжака, которую знают все. «Современная музыка по-прежнему не совсем проста, и исполнение на самом высоком уровне — лучший ответ на любые сомнения», — добавляет Тржештик, по словам которого должно быть очевидно, что современная музыка является неотъемлемой частью программы. Именно поэтому он появляется не только на двухдневном пражском Offspring, но и на различных концертах фестиваля.

В чем-то события этого года связаны тем, что в них традиции пересекаются с современностью. Например, композитор и дирижер Джон Адамс впервые представит себя в Праге 23 мая с двумя своими композициями и новым произведением тридцатиоднолетней американки Габриэллы Смит.

Заключительный концерт 2 июня снова соединит послевоенный авангард с великой классикой: хотя Симфония № 9 с Одой к радости Людвига ван Бетховена возвращается в программу спустя 13 лет, ей будет предшествовать исполнение внутренне пульсирующие оркестровые Atmosphères 1961 года венгерского автора Дьёрдя Лигети.

Именно его музыка звучала в фантастическом фильме «Космическая одиссея 2001» американского режиссера Стэнли Кубрика рядом с вальсом «На прекрасном голубом Дунае». Естественным соединением старой и новой классики можно было наслаждаться в кинотеатрах более полувека назад. Сегодня концертные залы становятся все более обычным явлением.

Еще никогда в истории не было ситуации, чтобы в программах появлялась музыка всех предыдущих периодов. В последние годы не было проблемой перейти на высококачественные средневековые песнопения, ренессансную или барочную полифонию, романтическую оперу или межвоенный модернизм. При этом играется много современных произведений. Удаленные во времени миры встречаются в непосредственной близости и часто пожимают друг другу руки, как будто между ними не пролегли сотни лет.

В прошлом году «Пражская весна» целенаправленно подошла к этому тренду с проектом «Видения и мечты», инициатором которого выступила член художественного совета, флейтистка Яна Семерадова. Трехчастная программа в монастыре Св. Агнессы объединила старое с новым, а изюминкой стали тексты средневековых трубадуров на музыку современника Михала Нейтека. Духовный и физический планы и эротическая прямолинейность нашли в них общий язык, как живой автор со звучанием средневековых инструментов.

В этом году подобные путешествия по истории появятся на нескольких концертах. 20 мая альтистка Белла Адамова и пианистка Малте Шефер подготовят публику к плавной прогулке от произведений романтика Роберта Шумана до «Тринадцати песен» сорокавосьмилетнего чешского композитора Мирослава Срнки. Он положил на музыку тексты открыток, написанных ныне покойным восточногерманским писателем и диссидентом Юреком Беккером своему сыну. Кроме того, Белла Адамова споет, например, короткую «Три старые надписи», тексты которых современный венгерский композитор Дьёрдь Куртаг нашел в средневековой поэзии, на старой оправке и на кладбищенском памятнике.

Еще четыре произведения Куртага будут исполнены 21 мая скрипачкой Изабель Фауст с альтистом Антуаном Таместитом, артистом-резидентом этого года. Однако недавнее прошлое из цикла Куртага «Знаки, игры и послания», предназначенные для альта соло, будут резкими скачками чередоваться с барокко и классицизмом — остальную часть программы составляют произведения господина де Сент-Коломба, игравшего в парижских барочных салонах, Венский классицист-виртуоз Вольфганг Амадей Моцарт и гражданин мира Богуслав Мартину.

источник публикации: Новости Чехии

дата публикации 6.05.2023

Author: administrator

Добавить комментарий