Начался переход с первого января на заправках Чехии с Е5 на бензин ВА95 с маркировкой Е10. Это значит, что в нем
содержится десятипроцентная доля биоликёра. Однако он плохо работает со старыми двигателями. Заправочные станции
сообщают, что с января интерес к топливу премиум-класса возрос. Это связано с этим?
«Мы фиксируем повышенный интерес водителей к бензину премиум-класса. Доля топлива EVO 100 Plus, отпускаемого на
наших АЗС, выросла почти вдвое по сравнению с прошлым годом», — сообщает компания MOL.
По ее словам, это связано с переходом на бензин Е10 с более высоким содержанием биоэтанола, который с января этого
года заменил в Чехии бензин Е5, в котором содержался компонент с половинной долей.
E10 содержит до 10 процентов возобновляемого топлива, произведенного из веществ или отходов органического
происхождения, что позволяет снизить выбросы парниковых газов. Европейское законодательство предписывает
нефтеперерабатывающим заводам сокращать выбросы как при производстве самого топлива, так и при его распределении.
Но по мнению экспертов, Е10 не очень подходит для старых автомобилей, выпущенных до 2005 года, он может повредить,
например, резиновые уплотнители.
«Биоспирт также связывает атмосферную влагу, поэтому топливо, содержащее его, значительно более подвержено
биоразложению. Напротив, топливо без биоспирта может храниться дольше — либо в канистрах, либо в баке», — объясняет
Ян Семотан, директор внутренней розничной торговли MOL.
«Вот почему водители ищут топливо с более низким содержанием биоэтанола», — утверждает Семотан, добавляя, что только
в январе водители заправили на своих заправочных станциях на 1,2 миллиона литров топлива премиум-класса EVO 100 Plus
с маркировкой E5, чем год назад.
Михал Янда, операционный менеджер OMV в Чехии, также подтверждает, что интерес к топливу премиум-класса растет уже
давно.
«Понятно, что водители осознают свою пользу для топливной системы автомобиля. После корректировки топливного
предложения в этом году очевидно, что некоторые водители, заправлявшие базовое топливо, плавно перешли на
использование MaxxMotion 100 Plus качества E5», — говорит Янда.
Подобный опыт есть и на заправках EuroOil. «В первые месяцы этого года мы действительно увидели рост продаж топлива
премиум-класса, как минимум на треть по сравнению с прошлым годом», — считает Марек Ролл, специалист по
коммуникациям и маркетингу компании Čepro, которая управляет сеть АЗС.
«Однако мы не смеем утверждать, что это происходит только потому, что люди боятся заправляться топливом с
десятипроцентной долей биоспирта. Мы считаем, что автомобилисты в целом склоняются к тенденции использования
топлива премиум-класса по ряду причин», — добавляет Ролл.
В качестве примера он утверждает, что такое топливо щадит систему привода и в результате может снизить расход.
Премиальный бензин Оптимал на заправках ЕвроОйл также под кодом Е10 указывает десятипроцентную долю
биокомпонента, но он другого происхождения.
Вместо стандартного биоэтанола наиболее часто используемым компонентом является ЭТБЭ, представляющий собой этил-
трет-бутиловый эфир с высоким октановым числом. По мнению экспертов, это должно способствовать контролируемому
сгоранию в двигателе без нежелательных детонаций и, следовательно, повышению производительности двигателя и
увеличению срока его службы.
Однако на заправках EuroOil особой популярностью пользуется дизельное топливо, поскольку оно содержит не
биокомпонент, а многофункциональную присадку, в отличие от солярки, реализуемой на рынке. В этом смысле предложение
EuroOil – редкость на топливном рынке Чехии.
Напротив, компания «Орлен» прямо отрицает, что автомобилисты Чехии стали бы существенно переходить на топливо
премиум-класса и избегать стандартного Natural 95 E10.
«Подавляющее большинство наших клиентов согласились с изменением, когда мы начали предлагать E10 вместо E5 в конце
года из-за постепенного выполнения целевых показателей ЕС по выбросам, даже не заметив этого. Мы уже давно
фиксируем растущий интерес к топливу премиум-класса. Сейчас доля премиального топлива составляет почти 20 процентов
от общего объема продаж», — говорит Павел Кайдл, руководитель отдела коммуникаций Orlen Unipetrol.
По словам директора Иржи Ондры, для большинства автомобилистов на заправках сети станций TankONO эта тема не важна.
«Покупатели автомобилей, выпущенных после 2005 года, не имеют дело с Natural 95 E10 и, можно сказать, им все равно.
Может быть, есть какие-то исключения, но их в абсолютном меньшинстве», — говорит он.
Увеличение продаж топлива Natural 98 E5, которое содержит компонент ETBE, но его воспринимают и на TankONO. В
годовом исчислении это соответствует двадцати процентам. По словам Ондры, его подпитывают люди со старыми
автомобилями.
Бензином Е10 можно заправляться практически во все бензиновые автомобили, выпущенные после 2005 года, когда
вступил в силу стандарт Евро 4. Для этих целей также существует специальная страница www.e10info.eu , где можно ввести
марку автомобиля и найти Узнайте, разрешен ли в настоящее время бензин E10 для вашего автомобиля.
Сайт, собирающий информацию непосредственно от производителей, например, не рекомендует заправлять автомобили
Škoda Felicia 1.3 OHV с 1994 по 2001 годы, а также автомобили Volkswagen с двигателями FSI первого поколения
(некоторые двигатели в Golf IV, V, а также Туран 2004 года выпуска). Проблема также могла возникнуть, например, у Ford
Mondeo 1.8 SCI, выпускавшегося до 2007 года.
Однако бензин Natural 95 с десятипроцентной органической составляющей уже давно продается в соседних европейских
странах. Практика показывает, что большинство новых автомобилей не имеют проблем с бензином Е10.
«Если ваш автомобиль совместим с E10, вы можете быть абсолютно спокойны. Использование Е10 не влияет на
функциональную безопасность, срок службы и его износ. Ни автопроизводителям, ни ADAC не известно о каких-либо
повреждениях двигателя у автомобилей с рекомендацией E10, которые могли быть связаны с его заправкой», — говорится на
сайте немецкого автоклуба. По его словам, расход с Е10 увеличится всего примерно на один процент.
Однако владельцам старых исторических автомобилей обязательно следует заправляться топливом премиум-класса с более
высоким октановым числом. «Это самая щадящая технология для старых автомобилей. Ветераны очень ценят свою машину,
поэтому не против, если они используют более дорогой бензин, тем более, что топливо не разрушает их двигатель», —
считает Вацлав Лоула из Чешской ассоциации нефтяной промышленности и торговли ČAPPO.
источник публикации: Новости Чехии