Работы двух десятков художников в галерее Шпала на Народной улице Праги призваны улучшить отношения с природой и между людьми.
Выставка «Сено, солома, свалка» стартовала в эту среду и продлится до 3 мая. Он был подготовлен Обществом Йиндржиха Халупецкого и,
среди прочего, показывает, как природа загрязняется деятельностью человека.
Выставка отсылает к проекту художницы Зорки Сагловой, которая в августе 1969 года принесла в галерею Шпала тюки с сохнущим сеном,
солому и сушеную люцерну . Она и ее друзья регулярно ходили их переворачивать, к чему она также призывала публику. «В одной комнате
стога сена, которые мы разбрасывали, мы их пинали перед бурей или вечером. Во второй комнате были тюки соломы, которые мы привезли из
совхоза Дяблице», — описал поэт Иван Мартин Йироус, старший брат Сагловой, в книге «Записная книжка Магора».
«Посетители каждый день спонтанно создавали новые композиции из сена и соломы. Кроме того, на стенах чирикало много кузнечиков и
играла воспроизведенная рок-музыка», — вспоминает Саглова.
В конце выставки тогда еще новая биг-бит группа The Plastic People of the Universe играла «в невероятном жару в непригодной для
дыхания атмосфере», как писал Джироус. Вслед за этим была создана серия фотографий, когда муж художницы Ян Сагл запечатлел членов
группы прямо на тюках соломы. Галерею, основанную в 1957 году, по-прежнему возглавлял известный теоретик Йиндржих Халупецкий, хотя
его эпоха медленно подходила к концу. В следующем году, в начале нормализации, учреждение было закрыто под предлогом реконструкции, и
Халупецкий официально вышел на пенсию.
Проект тогдашней двадцатисемилетней Сагловой был авангардным, галереи в то время обычно выставляли картины или скульптуры. Художник
внес в них элемент природы, быта и труда. В то же время этим концептуальным жестом она подписалась на международные тенденции, такие
как ленд-арт, экологическое искусство или искусство действия. Однако за сенный проект художник заслужил резкое осуждение со стороны
общественности и официальных структур художественной эксплуатации коммунистической Чехословакии. Даже «менее провластные критики
назвали выставку «дегенеративной», издевательством над искусством и даже его унижением», — писал журналист Петр Фишер.
Кураторы нынешней выставки Барбора Ципрова, Вероника Чехова, Тереза ??Йиндрова и Карина Коттова из Общества Йиндржиха Халупецкого
продолжают проект. Однако они свободно развивают его в нынешних условиях. Они пригласили к сотрудничеству польскую художницу Диану
Лелонек, которая критикует перепроизводство или стремление западного общества к постоянному росту. Для выставки в Праге она создала
инсталляцию, вдохновленную компостированием, в которую включила работы других авторов.
Работа, выставленная в галерее, состоит из металлолома, мусора и плодородной почвы, созданной путем компостирования органических
отходов. «Это показывает как неприглядный характер свалок, так и положительные возможности вторичной переработки», — говорят
организаторы. Они подчеркивают тему, исходя из убеждения, что отходы, созданные в результате деятельности человека, являются одним из
важнейших факторов, преобразующих окружающую среду.
В инсталляцию также включены природные объекты, которые Диана Лелонек нашла, прослеживая пути миграции аистов с заболоченных
территорий на свалки или при осмотре заброшенных деревень в горнодобывающих районах. Авторами отдельных работ являются уроженка Австрии Инес Доужак, живущая в Берлине палестинка Джумана Манна, чехи Якуб Тайовски, Мари Тучкова и Никола Брабцова, а также поляки Юстина Гуровска и Эвелина Ярош.