В этот четверг в Моравско-Силезском национальном театре Остравы состоялась премьера двух одноактных опер в стиле раннего барокко. К
его репертуару добавились «Пляска неблагодарных» Клаудио Монтеверди, сочиненная в 1608 году, и «Дидона и Эней» Генри Перселла 1683
года, повествующие о трагической любви карфагенской царицы к троянскому герою. Обе работы театр представляет впервые, в один вечер.
Режиссер Йиржи Неквасил взял на себя руководство . Он отмечает, что опера в стиле барокко является исключительным явлением в
программе Остравского театра. Именно поэтому он решил познакомить публику с «двумя операми, принадлежащими к лучшему, созданному
композиторами эпохи барокко», как он сам говорит. «Мы начнем в Театре 12 с работы Монтеверди, а после перерыва впервые перенесем
спектакль в парадный зал на первом этаже Театра Йиржи Мирона, где, благодаря оригинальному расположению зрительного зала, зрители
окажутся буквально посреди прекрасной музыки», — описывает он композицию вечера.
Режиссер репетировал не только с профессионалами, но и с талантливыми поющими студентами факультета искусств Остравской оперной
академии. Премьера с профессионалами состоялась в этот четверг, постановка со студентами запланирована на пятницу. Ближайшие повторы
последуют 15 и 22 февраля.
«Оба произведения написаны на либретто, основанное на сюжетах из античной мифологии. В опусе Монтеверди мы отправляемся с богиней
Венерой и ее сыном Купидоном на самый край подземного мира, в царство бога Плутона. На какое-то время он позволяет неблагодарным
женщинам, которые страдают в преступном мире за то, что насмехаются над женихами и отвергают любовь, предстать перед глазами
публики», — объясняет пресс-секретарь театра Шарка Свидерова сюжет первой оперы, стоящей на границе между балетом и опера. Монтеверди
сочинил ее к свадьбе сына герцога Мантуанского.
«В опере Перселла мы затем примем участие в захватывающей истории трагической любви королевы Дидоны и троянского лидера Энея, чье
недолгое счастье будет разрушено ненавистными злыми силами», — добавляет представитель. «Дидона и Эней» — самая известная опера Генри
Перселла и репертуара английского барокко в целом. Композитор сочинил по заказу женской школы, что обусловило получившуюся камерную
форму. Самая старая проверенная конструкция происходит из пансионата дворян. Опера была представлена много лет назад на концерте
чешского барочного оркестра Collegium 1704.
В Остраве зрители могут прийти в кафе «Народный дом» за 45 минут до начала первой оперы, где их ждет драматургическое вступление.
«Это улучшит впечатление и позволит вам действительно насладиться им в полной мере. Мы представляем оперы в итальянском и английском
оригиналах, сюжет на чешском языке будет частью печатной программы», — добавляет режиссер Неквасил.
Сцену для обоих произведений создал Давид Базика, костюмы – работа Ханы Кнотковой, хореографию поставил Лукас Зушлаг, музыкальную
постановку – Йиржи Хабарт, дирижер оперного оркестра Моравско-Силезского национального театра. . По его словам, подготовить барочную
оперу непросто. «В партитурах в стиле барокко нет ничего, кроме нот, практически ничего нет о динамике, артикуляции, нет инструкции,
как играть музыку. Существует диспропорция между получившейся напыщенной и энергичной формулировкой и тем, как мало написано в
примечаниях», — объясняет Хабарт.
Мале Дивадло 12 на шестьдесят зрителей, а также торжественный зал на этаже театра Йиржи Мирона были созданы в ходе реконструкции
здания четыре года назад. Театр использует зал для светских раутов, в нем до сих пор проходят концерты или его используют для съемок
спецпроектов. Теперь впервые он оживает в театральной постановке.