Чешская премьера рождественской классики

кинозал Прага;yandex.ru

Престижная Академия Бартона в американском регионе Новая Англия, кажется, все еще придерживается
традиций 19-го века. А еще один из героев фильма «Зимние каникулы», хмурый угрюмый, который
преподает здесь историю античности, похож на кусок древнего инвентаря. Но сейчас 1970-е годы, и
режиссер Александр Пейн снял фильм на заснеженном фоне, который хочет стать новой рождественской
классикой.

В своих самых успешных фильмах «Боковка» или «Небраска» Пейн рассматривал человеческое
несовершенство или малость и то, как с этим справляются герои.

Когда он попытался создать сатиру в своем последнем фильме «Уменьшение размеров», в котором эта
ключевая тема буквально рассматривается в рамках научно-фантастической предпосылки, это обернулось
бесславно. Создатель совершенно теряется в перипетиях своей вариации «Путешествий Гулливера». Ему
хотелось назвать столько социальных зол, что он не придумал до конца ни одного. Наоборот, в конце
концов он совсем заблудился и вплотную приблизился к абсолютному дну своего творчества – невыносимой
комедии « Мои дети» 2011 года.

Зимние каникулы, показ которых в чешских кинотеатрах начнется в этот четверг, безусловно, станут для
Пейна возвращением в форму. Как и в «Боковке», в центре внимания одно место и пара героев, опять же с
участием Пола Джаматти. Он играет профессора Ханнэма, студенты которого его ненавидят. Старый
холостяк и вечный педант с усами и выпученными глазами напоминает барсука, не покидающего своей
слегка затхлой норы.

Когда все студенты вымышленной Академии Бартона уезжают на рождественские каникулы, Ханнэм
остается единственным, кто остается в кампусе. И именно тот, который он сам описывает словами «оса в
заднице». Некоторые одноклассники, вероятно, с этим согласятся. Выжить в резиденции, напоминающей
заброшенный, слегка заброшенный дворец, им обоим помогает дородная кухарка, скорбящая о смерти
сына, которому нет и двадцати лет.

Это не та схема, которую мы когда-либо видели. Но Пейн умеренно работает с напряжением совершенно
непраздничного пространства и его немногочисленных обитателей, которым приходится здесь выживать, а
не — как всем, включая своих близких, — разворачивать подарки под украшенной елкой.

Это микрокосм, в котором трудно дышать, потому что профессор намерен соблюдать все правила, как если
бы уроки еще продолжались. При этом постепенно становится понятно, что ни он, ни его подопечный не
являются тем, чем кажутся на первый взгляд.

Не только повар скорбит. У обоих главных героев также есть раны в сердце из прошлого или недавнего
прошлого, и они не знают, как их залечить.

Пейн нашел верный тон для функциональной, слегка меланхоличной комедии, не опирающейся на какие-
то острые ощущения или сюжетные сюрпризы. Скорее, он вырезает каждую потенциально
сюжетообразующую сцену посередине и просто терпеливо оборачивает персонажей дополнительными
слоями. И он продолжает позиционировать себя как автор горьких комедий, способных произвести
впечатление как на зрителей, так и на критиков.

Эта позиция больше всего подходит творцу. Самым большим достоинством Пейна является способность
актера приручать. Он умел заставить даже самых выразительных произнести приглушенную речь.

Он сделал то же самое с Джеком Николсоном в остром фильме «О Шмидте» , а также, что примечательно,
сыграл Брюса Дерна в роли еще одного конкретного старшего в черно-белой Небраске, где он, по общему
признанию, работал с поэтикой ранних фильмов Милоша Формана.

Пятидесятишестилетний Поль Джаматти с характерным, безошибочно узнаваемым лицом теперь расширяет
этот пантеон причудливых пожилых джентльменов, которым приходится примириться с миром и собой. И
его превращение из угрюмого, цитирующего греческих и римских классиков, в нечто вроде живого, даже,
может быть, для второго теплого человека, примечательно.

Эта картина имеет потенциал однажды войти в программу рождественских телепередач. «Зимние
каникулы» – это не заснеженный романс и не фильм, передающий атмосферу самых больших праздников в
году с острым или саркастическим юмором. Рождество здесь принимает форму нарядной елки с распродажи,
что в итоге совсем не так. Это нарочито серый фильм, с точно дозированной долей надежды.

В «Зимних каникулах» есть немного сочувствия к аутсайдерам, которое мы знаем по таким играм, как
«Клуб завтрака » Джона Хьюза . Способность находить легкие, трогательные и сдержанные ноты может, в
свою очередь, напомнить о «Гарольде и Мод» Хэла Эшби .

Александр Пейн всегда больше походил на режиссера, который равняется на свои образцы для подражания
и более или менее успешно соответствует их качествам, а не на полностью независимого автора. Ведь ему
удалось зайти в полную отвращение в названии «Мои дети», где Джордж Клуни в гавайской рубашке
воплотил пустоту американского авторского фильма, который вместо того, чтобы размышлять на серьезные
темы, лишь беспомощно закрывает на них глаза.

Но зимние каникулы — то место, которое больше всего подходит режиссёру. Была создана небольшая,
человечная картина, без чрезмерных амбиций, но со стремлением максимально правдиво изобразить
несколько дней, которые движут жизнью главных героев.

Схема может быть слишком знакомой, но Александр Пейн наполняет ее аутентичностью, которая позволяет
истории дышать жизнью до конца — несмотря на окружающие потоки снега, которые душат всех в
переносном и буквальном смысле.

источник публикации: Новости Чехии

дата публикации 23.01.2024

Author: administrator

Добавить комментарий