Словацкий режиссер Юрай Якубиско скончался в возрасте 84 лет. Его дочь Джанет подтвердила это. Якубиско был одним из самых известных кинематографистов бывшей Чехословакии, он снял более двух десятков художественных и документальных фильмов. Среди самых известных были «Тысячелетняя пчела», «Перинбаба», «Смутные вести о конце света» или высокобюджетная «Батория».
По словам его дочери , Якубиско скончался поздно вечером в пятницу в Праге, где он жил. Бывший спортсмен, пробежавший марафон и
гонявший на лыжах, в 2012 году получил новое сердце. Его прооперировали врачи пражского IKEM под руководством кардиохирурга Яна Пирека, который затем заявил, что в то время семидесятичетырехлетний директор был, вероятно, самым пожилым пациентом с пересадкой сердца.
В ближайшее время режиссер собирался выпустить «Перинбабу и два мира», продолжение своей сказки из 80-х, до сих пор популярной не
только в Словакии. Благодаря современным технологиям оригинальная Перинбаба должна была ожить в новом фильме с лицом ныне покойной итальянской актрисы Джульетты Масиновой, жены режиссера Федерико Феллини, умершего в 1994 году.
Выпускник Пражского FAMU дебютировал в своем первом полнометражном фильме «Годы Христа» в 1967 году. Его последующие фильмы «Беглецы и паломники», «Втачковия, сироты и дураки» или «Увидимся в аду, друзья» были полны поэзии, метафор и символов. Автор использовал их, чтобы вернуться к своему родному восточно-словацкому ландшафту и к живущим там людям. Стандартизаторы в коммунистической Чехословакии запретили их.
Якубиско, который изначально хотел быть художником и оператором, мог снимать только документальные фильмы. Он не возвращался на экраны кинотеатров до 1979 года с фильмом «Построй дом, посади дерево», а через год снял трехсерийный телесериал «Измена» на словацком языке. В 1983 году состоялась знаменитая «Тысячелетняя пчела», в которой выступали самые известные словацкие актеры, такие как Йозеф Кронер, Штефан Квиетик и Михал Дохоломанский. Во время работы Якубиско познакомился со своим образцом для подражания, итальянским режиссером Феллини. В фильме 1989 года «Я сижу на ветке и мне хорошо» он развил свою центральную тему человеческого стремления к счастью.
В 1990-х годах, переехав в Чехию, поставил фильмы «Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным» или «Непонятная новость о конце света», которые были показаны более чем на 60 фестивалях и завоевали четыре чешских Львы. Затем последовал не очень хорошо принятый посткоитум с актером Франко Неро в главной роли.
Обработка легенды о леди Батори из Чахта, которая с бюджетом около 328 миллионов крон стала одним из самых дорогих фильмов в
Центральной Европе, принесла Якубиске Чешского льва за лучшее художественное достижение. Фильм стал самым успешным фильмом 2008 года по количеству зрителей, собрав в Чехии около 87 миллионов крон.
После Батори Якубиско готовил еще один дорогостоящий проект. Под названием «200 лет одиночества» он намеревался показать жизнь 10
века во времена Великой Моравской империи. Однако съемки фильма, в котором хотели показать историю язычества и начало христианства, были остановлены финансовыми проблемами компании Jakubisko Film. Муниципальный суд в Праге наконец решил, что компания должна выплатить Ceska sporitelna вексель на 54 миллиона крон, который банк ссудил для съемок Батори.
В последнее десятилетие Якубиско написал продолжение своей мемориальной книги Zive stribro, в которой он подвел итоги первых 33 лет своей жизни в 2013 году. В ней он описал, как попал из маленькой восточно-словацкой деревни Койшов недалеко от Спишска-Нова-Вес, где он родился в 1938 году, в чешскую метрополию. «Из последней деревни в горах, где не было дороги, я попал через восточную Словакию, через Кошице, Братиславу в Прагу. И что Прага была взлетно-посадочной полосой, стартовой площадкой в ??мир», — сказал он.
Место его рождения также повлияло на его художественный стиль. Даже в юности Якубиска обычаи и стиль прошлых веков были еще живы. Деревенские мотивы и фольклор появлялись почти в каждом фильме режиссера, будь то изображенный обряд, отрывок из народной песни или деталь на костюме.
Первую часть мемуаров он закончил в начале 1970-х, когда ему было 33 года, и он только что снял фильм «До свидания в аду, друзья»,
который оказался в подвале.
Во второй части своих воспоминаний бывший студент факультета фотографии Братиславской школы прикладного искусства, а затем выпускник режиссерского факультета FAMU в Праге, хотел наметить свою жизнь в период с 1969 по 1989 год. «В ней я пишу о годы нормализации в Словакии, когда моя жизнь изменилась. Внезапно я почти ничего не мог делать. И вот я помню, что происходило вокруг меня, как менялись люди в братиславской студии «Колиба». Вы ничего не найдете об этом в Интернете. При этом те, кто вмешивался в мою жизнь, и сегодня сидят на определенных местах», — заявил он.
За свою пятидесятилетнюю карьеру Якубиско получил множество наград, в том числе «Чешский лев» за художественный вклад в кинематограф. Он также оставил свой след в изобразительном искусстве.
«Я знаю двадцать инструкций, как снять плохой фильм, но не знаю ни одного рецепта хорошего», — сказал он. Много лет назад он заявил,
что часто сам создает себе проблемы. «Когда я монтирую фильм, я хочу быть лучшим монтажером, когда я за камерой, лучшим оператором, когда я режиссирую, лучшим режиссером, а когда я пишу, я хочу быть лучшим сценаристом в мире. . Так уж получилось, что я многое придумываю. Во время съемок я удивляюсь, какой идиот это написал, потому что это невозможно», — подумал он.
Он назвал себя трудоголиком. Он утверждал, что фильм без зрителей — это мертвый фильм, он считал, что цель искусства — наполнить
человека чудом. «Искусство важно для каждого человека, согласны они с ним или нет. Он должен вызывать споры, он не должен служить. В этом его миссия», — заявил Юрай Якубиско.
Якубиско должен был в ближайшее время выпустить сказку «Перинбаба и два мира». В трейлере звучит песня Slovenska Миро Жбирки. | Видео: Фильм об этикете