Хотя о необходимости внедрения цифровой грамотности в школьные программы говорят уже почти десять лет, в школах ей до сих пор не учат. В то же время это способность, без которой люди не могут обойтись. Эксперты, выступавшие на образовательной конференции FutureEdu в этом году, отметили и еще одну вещь. По их мнению, искусственный интеллект, который представляет опасность, также окажет серьезное влияние на будущее образования.
Чехам становится все труднее противостоять дезинформации, предупреждают эксперты, собравшиеся на конференции FutureEdu на этой неделе . «Это как пообедать за фуршетом в отпуске. Первые несколько дней вы переедаете и совмещаете все продукты. Только тогда вы выберете то, что вам нравится и соответствует вашему образу жизни. То же самое и с избытком информации, среди которой люди не могут выбирать», — начал дебаты во вторник Ондржей Ноймайер из Национального педагогического института Чехии.
Одной из главных тем было образование в целях устойчивого развития, а также цифровые навыки, которые становятся все более необходимыми в образовании. Однако уровень цифровой грамотности учащихся этому не соответствует.
Проблема, которая затмевает другие темы, связанные с обучением цифровой грамотности, — это искусственный интеллект. По словам Ноймайера, это несет в себе множество рисков, в том числе ухудшение способности проверять факты.
«Искусственный интеллект часто лжет напористо. Даже мне, как эксперту, часто приходится проверять ее утверждения в сфере образования. За пределами поля я даже не уверен, что смогу это сделать. Детям еще сложнее», — говорит он. С этим согласен и Богуслав Гора из профессиональной ассоциации «Учительская платформа». «Я много говорю об этом с учениками. Искусственный интеллект может их ошеломить, проверка фактов для них — проблема», — добавляет он.
Искусственный интеллект также может стать препятствием для плохой грамотности чтения, то есть способности понимать текст, думать о нем и оценивать его. «Чешские дети ниже среднего уровня стран Организации экономического сотрудничества и развития. Если не считать многолетних гимназий, то это не очень хорошая ситуация. Обилие информации может быть трудным для студентов», — отметила модератор мероприятия Маркета Бекова, имея в виду объединение 38 экономически развитых стран мира.
Апрельские данные компании Ipsos в сотрудничестве с кафедрой журналистики факультета социальных наук Карлова университета показали, что 15 процентов жителей Чехии уже попробовали самое известное приложение с искусственным интеллектом — ChatGPT. «Мы не новаторы. Скорее, мы ждем, чтобы увидеть, в каком направлении будет развиваться ИИ. Несмотря на это, Национальный педагогический институт выпустил рекомендации для школ по работе с искусственным интеллектом. Для директоров, учителей, учеников и родителей», — говорит Ноймайер.
Документ советует педагогам не игнорировать искусственный интеллект и мотивирует их совершенствовать собственные навыки. Он советует детям не делиться личными данными с чат-ботом и, наоборот, использовать его инструменты для своего образования.
Дита Форманкова из организации Czechitas, целью которой является повышение интереса к информационным технологиям, положительно относится к искусственному интеллекту. «ChatGPT принес цифровое творчество. Вот где люди должны перенимать. Однако важно осознавать риски. Нам нужно развивать нашу информационную грамотность, критическое мышление и учиться анализировать и правильно интерпретировать источники», — описывает он. Большим преимуществом инструмента является его способность противостоять. «Можно обсудить искусственный интеллект, который можно использовать в обучении», — говорит он.
Министр образования Микулаш Бек из СТАН считает приоритетной подготовку учеников к миру цифровых технологий. «Необходимо как можно быстрее изменить характер среднего образования. И в пропорции, которую займут гимназия и лицей, и в общем характере. Будь то общая компетентность и грамотность или подготовка людей к цифровизации», — сказал он. Однако ведомство уже пообещало внедрение цифровых технологий в образовании в Стратегии-2020 , то есть в конце октября 2014 года.
Конференция FutureEdu в этом году, организованная хабом и коворкинг-бизнесом Opero , стала продолжением первых двух лет, объединив выступления спикеров с панельными дебатами. Эксперты в области образования из Чехии и за рубежом обсудили связь между формальным и неформальным образованием, а также важность образования для окружающей среды и изменений на рынке труда. Например, в мероприятии приняли участие директор Ливерпульского колледжа Ханс ван Моурик Брукман, датский эксперт Лисбет Тринскьерова или Милан Вашана из Института Аспена.
источник публикации: Новости Чехии