К вопросу о нравственности

Драматург Марсела Питтерманнова отдала искусству почти треть своей жизни.

Для создания десятков сказок в Чехии и за рубежом ей пришлось провести много времени в мастерских Баррандова.

В списке ее работ фильмы «Три орешка для Золушки» и «»Осьминог» со второго этажа».

Она и сейчас задается вопросом:»Куда делась чешская сказка и есть ли у сегодняшних детей терпение? Почему чешский дьявол — печь, которую легко обмануть?»

Она рассуждает на разные темы, касающиеся ее работы от первого лица.

Я думаю, это исходит от нас самих. Мы не хотим насилия, и в мире нет ситуации, которую нельзя было бы преуменьшить. Возьмите только 1989 год, в то время секретарем был некий Штепан, молодой высокомерный чиновник, и хотя люди не знали, что будет дальше, появились надписи «Штепан еще мастер?» Это потрясающе! В 1990-е годы, когда Чехословакия была разделена на два государства, сюда приехал неназванный делегат из-за границы и спросил, сколько человек погибло. И мы ответили, что нет. При этом раздел государства — это обычно ужасное дело, люди стреляют и убивают из-за территории. Но не с нами.

Говорят, что мы выживаем, потому что в очень неблагоприятных обстоятельствах мы можем выжить, адаптироваться и выжить. О чехах тоже говорят — и я это признаю — что они очень забавные. Я считаю, что юмор — это часть нашего самосохранения, и в какой-то мере он отражен в нашей сказке.

Значит, преуменьшаем значение ада и стараемся, чтобы в итоге там было не так уж плохо, без веселья?

В чешской сказке ад только для тех, кто не выдержал жизненных ловушек и соблазнов, таких как Дорота Махалова, которая не о благе человека, а о деньгах и собственности. Чешские дьяволы не только комичны, но и являются позитивной силой. Они наказывают зло и помогают герою, что очень необычно в мире.

В других странах адские гончие — злые и часто опасные существа. Я помню, как работал с одним из сотрудников из Риги, который попросил нас помочь с трюками с фильмами. Они сняли фильм о Маличеке, их самой популярной рождественской сказке. Дьявол в ней был настолько угрожающим, что это действительно было связано с жизнью. Мы были полностью разоблачены, потому что с нами этого не могло случиться. Дьяволы для нас крестные и клоуны, дьяволы — дураки и ограниченные люди.

Потому что у дьяволов есть сила, как и у благородства, которое тоже является объектом насмешек в сказках, иногда больше, иногда меньше …

Частично это было установлено Коммунистической партией, но я бы сказал, что это как-то укоренилось в нас. У нас есть представление о том, что хорошие люди живут скромно и имеют праведного и щедрого правителя, вышедшего из народа. Умные люди дурачат сильных и несправедливых. Ведь даже через тридцать лет после революции появляются надписи «Конец правления одной сороки». (демонстрация на Летне в 2019 г., прим. ред.)

Неужели юмор — причина того, что здесь ни разу не попадались страшные и серьезные сказки из других стран?

Я думаю да. Однако нужно сказать, что сегодня существует такое представление, что сказки должны быть в основном весёлыми и забавными, поэтому в них кто-то водит машину или есть намёки на текущую политическую ситуацию. Раньше жанры были более разнообразными. Дружеские сказки, такие как «Три орешка для Золушки», были лишь одним из таких образов. Были также басни, ужасы, романтические, драматические или героические сказки — я кое-что знаю об этом, потому что я давно был в драматургии детского кино и сам пытался продвигать эти жанры.

Я, например, был на международной конференции по детскому кино в СССР, и там поляк читал лекцию о сказке ужасов. Так что я был взволнован тем, что продвинул этот жанр и в нашей стране. Были сняты «Девятое сердце», «Дева и чудовище», где дети мочились и боялись, но до сих пор кое-кто их кое-где знает. Напротив, «Мудрость Ястреба», которая была моей идеей драматической, угрожающей сказки, по словам писателя Уильяма Батлера Йейтса, полностью встала на свои места. Наверное, это было слишком серьезно.

Как объяснить, что самой популярной сказкой всех времен по-прежнему остаются «Три орешка для Золушки»?

Она очень добрая, простая, без сложных поворотов, и это была первая сказка, на которую было приковано все внимание. Многие телевизионные сказки возникли во времена Первой республики, но смотреть их было невыносимо. Они были очень нехудожественными и лишенными смысла. Например, в «Красной шапочке» мальчик был проклят волком и был снят режиссером четвертой категории. После войны была создана Гордая принцесса, и она установила определенный профессиональный предел. Возникновение Коммунистической партии, которая определила, что следует подчеркивать в сказках, также сыграло роль в этом. Сказки пытались снимать в Злине и Словакии, а затем на 69-м году к ним присоединились «Три орешка для Золушки».

«На мой взгляд, успех« Золушки »заключается в прекрасном сценарии Франтишека Павличека, прекрасном режиссуре и актерском составе», — говорит драматург.
«На мой взгляд, успех« Золушки »заключается в прекрасном сценарии Франтишека Павличека, великолепной режиссуре и актерском составе», — говорит драматург. | Фото: Баррандов / Киностудия DEFA

На мой взгляд, магия Золушки заключается в прекрасном сценарии Франтишека Павличека, прекрасном режиссере и актерском составе. По сути, все это было совпадением. Павличека тогда запретили, но Богунка Зеленкова дала ему название для сказки, чтобы он мог за ней спрятаться. Режиссером изначально должен был стать Иржи Мензель, но он колебался около полугода и в итоге отказался — не каждый режиссер умеет снимать сказку, в ней есть скрытые и очевидные законы, вроде бы в ней все может быть, но нет, не может. все. И Либуше Шафранкова также преуспела в роли Золушки, которая изначально должна была играть Яну Прейсову, но она забеременела. Я также очень рад, что Петр Свойка, наконец, убедил князя, и акцент Трэвничека в то время не был слышен.

Что вас беспокоит с точки зрения знатока Золушки?

Меня как драматурга очень раздражало то, что к съемкам подключилась немецкая DEFA ( киноиндустрия бывшей ГДР, прим. Ред. ). У нее был большой проект и пустые студии. Восточная Германия обратилась за помощью к товарищам из Чехословакии, поэтому нам приказали снять некоторые сцены в Германии и в замке Морицбург.

Помню, как мы с Ворличеком пришли снимать одну из самых масштабных сцен, когда Золушка приходит на бал, поднимается по лестнице, дверь открывается и перед ней длинный зал, по которому она медленно идет, склонив голову к принцу. Сцена должна была быть очень эмоциональной, но знаете ли вы, что с вами сделали немцы? Зал поставили под прямым углом, так что весь эффект медленного смелости был в лесу.

Мы с Ворличеком потребовали, чтобы немцы его перестроили, но они сказали: «Пожалуйста, что вы без ума, это просто детский фильм». Вся команда могла сойти с ума, потому что в нашей стране его никогда не носили, чтобы кто-то сказал, что этого достаточно для детей. Сцена могла быть намного зрелищнее, но что еще? Напротив, я доволен финальной сценой, когда Золушка и принц едут на лошади по заснеженному полю. В то время у меня были сомнения по поводу музыки, потому что я мог сойти с ума от «Где у тебя птичье гнездо», но Ворличек тогда сказал, что «Свобода» — хитмейкер, что я этого не понимаю. И он, наверное, был прав.

После 2000 года: Дьявольское перо, Крестоносец, Пустошь, Горящий куст, Самая красивая головоломка, Круг, Из ада счастья 2, Принцесса с мельницы 2, Ура медведю!

После 1989 года: « Из ада счастья», «Забытый свет», «Мельничная принцесса», «Я встретила его в зоопарке», «О забывчивом колдуне», «Ястребиная мудрость» и многое другое.

После 1979: Мистер Тау, Кто боится, Убегает, Счастливого Рождества, Осьминога, Осьминог из II. этажей, Ищу голубятню, Сказку про Маличека, Мула, Нет шуток с чертями, Румбураком и прочими.

После 1969: Кошачий принц, Девятое сердце, Как просыпается принцесса, Русалочка, Мальчики, Курица и король, Великая скорбь, Три орешка для Золушки, Паломничество пришло к нам, Мистер Тау устраивает его (и другие приключения мистера Адвента) , Про Белоснежку, Шесть медведей с луком, Девушка на метле и многое другое.

На данный момент последний фильм, в котором вы участвовали, — это «Чертово перо» — чешское телевидение представит его в «Час Бога». Чувствуете ли вы какие-либо сдвиги в сказках с годами в лучшую или худшую сторону?

Я бы сказал, что в них есть вещи, которые за нас не встанут. Например, что в сказке появляется труп или кто-то намеренно обманывает и не наказывается. Жанры часто смешиваются, иногда это немного ужаса, немного комедии, в зависимости от ситуации, которая должна пугать или развлекать.

Я вижу, пожалуй, самое большое отклонение с личной точки зрения в том факте, что сегодняшние сказки не обладают такой большой моральной силой. Раньше у них был посыл, например, чтобы добиться успеха, человек должен быть добрым и храбрым, то есть дать бабушке хлеб или отпустить рыбу с крючка обратно в воду. Человеку предстоит столкнуться со злом и преодолеть препятствия с помощью людей, которым он помог. Сказка — это, по сути, учебник повседневной нравственной практики, в котором написано, что люди должны быть добры и дружелюбны друг к другу, они должны признавать ошибки, а также тот факт, что в конце концов добро всегда побеждает зло.

Как вы думаете, почему из сказки исчезает моральный дух?

Я бы сказал, что сказки в классической форме, написанные Немцовой, Эрбеном, Дрдой и Чапеком, используются и просматриваются взрослыми, а не детьми. Я был на одном просмотре, где показывали чешскую классику, которая в свое время пользовалась большим успехом, но сегодняшние дети терпеть не могли ее смотреть. Раньше мы ожидали, что ребенок каким-то образом отождествит себя с героем, пойдет вместе с ним и испытает это. Я не думаю, что сегодня у детей хватит на это терпения. Под влиянием новых технологий они наблюдают за ситуацией, а не за контекстом, им нравится шутка, но их уже не так интересует, почему у героя проблемы и как из них выбраться. Такой резкий рост их просто не устраивает.

Как вы думаете, сказка изменилась из-за того, что у детей нет такого терпения?

Я так думаю, и это тоже связано с влиянием новых технологий. Сказка тоже уже не занимает такого суверенного положения. Раньше его давали каждую субботу с половины второго дня, это было мероприятие. Сегодня это лишь одно из тысяч визуальных представлений. Кроме того, дети могут смотреть каналы на YouTube и так далее. Таким образом, они полностью покрыты визуальным восприятием — плохим и хорошим — и им нельзя сказать, что «вы посмотрите на это и не будете смотреть на это», вы не можете следить за этим. Я наблюдаю это со своими правнуками, которые всегда говорят мне «да, добрая бабушка», когда мы идем в кино за новой чешской сказкой, но я уже не узнаю в них зрителей былых времен. Они смотрят, но для них это не такое хорошее мероприятие, как для детей 40 лет назад. Они не концентрируются, им все еще нужно действовать, а вам все равно нужно их держать.

На ваш взгляд, как американизация и фэнтези вроде Гарри Поттера и «Властелина колец» повлияли на чешскую сказку?

Очень. Волшебные персонажи становятся реальностью или, например, в рассказе появляются волшебные предметы. Мне больше всего нравится писатель Терри Пратчетт, который пишет в жанре фэнтези, но в некотором смысле также попадает в жанр сказок. Сегодня очень сложно определить, что подразумевается под сказкой, это очень широкий и разнообразный термин. Единственная разница в том, что сказка не может быть распущенной моралью, то есть мошенник на чем-то выигрывает или извлекает выгоду.

В Америке, например, снимали «Пряничный домик», в котором взрослые Еничек и Марженка организовали бизнес по уничтожению ведьм. Так что, может быть, я думаю, что это слишком для сказки. В Норвегии хотят снять ремейк «Золушки», там она очень популярна, ее играют не только на Рождество, но и в течение года. Норвежцы хотят снять его по оригинальному сценарию, но они хотят придать ему большую силу феминизировать. Я сказал себе, что не хочу иметь с этим ничего общего, потому что Золушка берет свою судьбу в свои руки, отправляясь в замок, это ее решение, она не сидит дома и не ждет приказа или волшебной феи.

Кстати, о чудесах. Как вам трюки с цифровыми фильмами?

Конечно, компьютерные уловки также сильно изменили лицо кино. То, что раньше делалось вручную, кропотливо и громоздко, сегодня не проблема. Иногда фокус или магия для меня слишком реальны. В этих старинных сказках можно увидеть недостатки, и тогда уловки вызывают некоторое удивление. Художник Борис Масник, у которого есть европейская студия фокусов, сам сказал, что когда дело доходит до сказок, он старается не доводить некоторые элементы до совершенства, потому что это придает сказке лучший колорит и признак такого чуда.

Вы думаете, что классическая сказка в связи с оцифровкой вообще переживет ближайшее десятилетие?

Я надеюсь, что это так. Я думаю, что это все еще имеет большую ценность и означает не отказываться от жанра. Во времена национального возрождения, когда хватало только волос, а чехам быть не нужно, большое значение имели песни, мифы и сказки. На чешском не было большой литературы. Если бы Немцова и Эрбен не сохранили дух народной сказки, нам бы не с чего начать. Я думаю, что это все еще сохраняется в нас — где-то глубоко внутри, может быть, внизу нас держит сказка, это вера в существование нашей нации и нас самих. Мы всегда старались показать детям, что в них никогда не бывает отчаяния, всегда можно поднять голову из грязи и двигаться дальше. Я считаю, что это сообщение особенно важно сегодня.

Лично я не думаю, что будет трио, изначально И. Троян выкинул эту идею из уст и сказал, что, потому что сегодня миллион человек больше не ходит в кино, говорит Дворжак | Видео: Даниэла Дртинова

источник публикации: Новости Чехии
дата публикации 28.12.2020