Глава министерства здравоохранения Яна Блатна распорядилась о подготовке экстренных, радикалных и кардинальных изменений в функционировании государства во время эпидемии.
В соответствии с проектом внесены поправки к Закону об охране общественного здоровья, поэтому гигиена получит основные полномочия. Именно она могла решить ограничить экономику, публичные мероприятия или собрания. Однако ключевые министерства не согласны с проектом. Это следует из документов, изученных Aktualne.cz.
В связи с эпидемией заболевания covid-19 с 5 октября в Чехии действует чрезвычайная ситуация. Он был объявлен правительством и неоднократно продлевался Палатой депутатов. Чрезвычайное положение позволяет правительству ограничивать гражданские права, чтобы эффективно замедлить распространение эпидемии. Правительство может запретить работу ресторанов, ограничить свободное передвижение жителей или прервать школьное обучение.
Проект поправки к Закону об охране общественного здоровья существенно изменит существующие правила. Для усиления мер по борьбе с эпидемией объявление чрезвычайного положения больше не является необходимым условием. Помимо правительства, главный гигиенист будет иметь право ограничивать социальную и экономическую жизнь. Он будет тесно сотрудничать с недавно созданной Государственной гигиенической службой.
«Целью предлагаемой поправки к закону является корректировка юридических лимитов для принятия чрезвычайных мер, которые должны ограничивать определенные виды деятельности или предоставление услуг, которые являются эпидемиологически опасными с эпидемиологической точки зрения, чтобы предотвратить дальнейшее распространение инфекционных заболеваний. болезнь »- один из ключевых мест в пояснительной записке к проекту.
Телефонисты как средство гигиены
По словам министра Блатны, эпидемия коронавируса показала, что нынешняя система здравоохранения неэффективна для ее подавления. Система гигиены теперь состоит из четырнадцати региональных станций, которые в результате принимают собственные решения. Вновь рассмотренная служба превратит их в территориальные рабочие места под центральным директором. Он будет координировать свою деятельность с главным гигиенистом, который теперь будет иметь статус заместителя министра.
В дополнение к полномочиям принимать решения о противоэпидемических мерах по представлению главного гигиениста Государственная гигиеническая служба могла, согласно предложению Блатни, предписывать телефонным операторам предоставлять данные своих пользователей для целей охраны здоровья населения и эпидемиологического расследования. Цель — определить движение за последние три недели.
В понедельник была закрыта процедура комментариев, во время которой отдельные министерства и другие учреждения могли прокомментировать проект. Возражения служат основанием для принятия решения правительством. Согласно документам, изученным Aktualne.cz, все органы выступили против. У них есть принципиальные оговорки по поводу проекта. Самые крупные из них направлены против ограничения прав по решению единого органа.
Блатны игнорирует решения суда
«Поэтому мы считаем желательным, чтобы по крайней мере те меры, которые полностью запрещают или существенно ограничивают определенные виды деятельности и, следовательно, имеют очень высокий уровень вмешательства в основные права и свободы, должны быть одобрены правительством или представлены на утверждение только после предметных обсуждений. со стороны соответствующего министерства или подпадали под действие другого механизма контроля, который позволял бы предполагать не только юридическую, но и политическую ответственность за их распоряжения », — пишет Минюст.
Аналогичным образом думают в этом отношении министерства внутренних дел, финансов, труда и социальных дел, промышленности и торговли. Некоторые из них указывают на несоответствие поправки ряду суждений о действиях государства во время весенней волны эпидемии. Затем ряд ограничений был введен Министерством здравоохранения вместо правительства. Однако затем городской суд в Праге четко постановил, что вмешательство в гражданские права не должно принадлежать одному органу власти.
«Противоположное толкование приведет к необоснованной концентрации власти в руках одного административного органа, что потенциально может подорвать принцип верховенства закона и демократии», — заявил суд в решении от 23 апреля, в котором суд снял ограничения на свободное передвижение. Высший административный суд также выразил то же мнение, когда отменил перенос дополнительных выборов в Сенат из-за эпидемии.
<< Невозможно — не отрицая конституционности — отказаться от основных правил, установленных Конституционным законом именно для таких чрезвычайных кризисных ситуаций, с которыми мы сейчас сталкиваемся. Необходимо защищать не только здоровье, жизнь и экономику, но и демократическую конституцию и верховенство закона », — говорится в постановлении Верховного административного суда от 1 апреля. Поправка Блатны прямо противоречит смыслу вышеупомянутых постановлений суда.
Предупреждение омбудсмена
В рамках процедуры комментариев омбудсмен Станислав Кречек также указал на угрозу демократии. Он предупреждает, что ни правительство, ни Палата депутатов не должны обходить введение ограничительных мер. «В этом отношении поправка к Закону, по-видимому, противоречит конституционной гарантии разделения властей, конституционным полномочиям Палаты депутатов, конституционным нормам, ограничивающим основные права и свободы, и принципам демократического верховенства закона».
Курорты также согласны с тем, что граждане также пострадают в финансовом отношении в результате ограничений экономической жизни, установленных главным гигиенистом. Если правительство принимает решение о мерах в чрезвычайном положении, оно делает это в соответствии с Законом об управлении кризисными ситуациями. Этот закон гарантирует возможность требовать компенсации. Однако поправка к Закону об охране общественного здоровья, согласно которой будет действовать главный гигиенист, не предусматривает возможности компенсации.
Когда правит главный гигиенист
Согласно проекту поправки Министерства здравоохранения Ян Блатны, главный гигиенист может принимать решение о фундаментальных ограничениях экономической и социальной жизни без согласия правительства или другого органа. Предлагаем подборку его возможностей:
запрет или ограничение производства, обработки, хранения, транспортировки, импорта, экспорта, продажи, распределения и другого обращения с пищевыми продуктами и другими продуктами, которые могут распространять инфекционные заболевания, или приказ об их уничтожении,
запрет или ограничение контактов между группами физических лиц, подозреваемых в заражении, с другими физическими лицами, в частности ограничения на выезд из определенных районов и ограничения движения между определенными районами,
ограничения на использование общественного транспорта или установление условий для его работы или использования,
предписания поставщикам медицинских услуг выделить койки, материальные, технические или кадровые возможности в медицинских учреждениях,
приказ об отложении объекта, принадлежащего государству, региону или муниципалитету, для изоляции физических лиц или их карантина,
ограничения на обучение или другую деятельность университета или установление условий для обучения или другой деятельности университета,
ограничение деятельности учреждения или работы торгового центра или установление условий для их работы,
ограничения на работу парикмахерских, парикмахерских, педикюр, маникюр или солярий, предоставление косметических, массажных, регенеративных или восстановительных услуг или деятельность торговли, в которой нарушается целостность кожи, или создание условий для их работы или предоставления
запрещение или ограничение проведения общественных или частных мероприятий, связанных с скоплением людей в одном месте, или установление условий их проведения для снижения риска передачи заболеваний, включая установление максимального количества физических лиц, которые могут принимать в них участие; запрет не может применяться к собраниям, сессиям и аналогичным мероприятиям конституционных органов, государственных органов, судов и других государственных или частных лиц, проводимым на основании закона, а также собраниям в соответствии с Законом о праве собраний,
запрещение или регулирование некоторых других видов деятельности с целью снижения риска заболевания, искоренения эпидемии или риска ее возникновения.
Министерство внутренних дел также выступило против того, чтобы Государственная служба гигиены располагала данными о гражданах от телефонистов. По заявлению министерства, для «нечетко определенных эпидемиологических целей, без ссылки на возникновение или угрозу эпидемии и в отношении того, насколько все физические лица« явно »инфицированы инфекционным заболеванием, это является недопустимым вмешательством в частную жизнь и личные данные по смыслу Хартии основных прав и свобод».
То же самое критикует Аппарат правительства. Он отмечает, что, согласно предложению, гигиеническая служба могла бы делиться полученными данными с частными организациями, которые помогли бы заключенному с ней соглашению провести эпидемиологическое расследование, например, путем отслеживания. «Необходимо точно определить, какие данные, кем и на каких условиях будут переданы (…), собраны или, наоборот, переданы государством третьей частной организации, и как эта организация будет с ними обращаться», — говорит Хелена Валкова, Уполномоченный по правам человека.
Вредная законодательная чрезвычайная ситуация
В связи с острой эпидемиологической ситуацией курорт Ян Блатны требует как можно скорее создать новую систему гигиены с расширенными полномочиями. Поэтому он призывает принять поправку в условиях чрезвычайного положения в законодательстве. На практике это означает, например, что процедура комментариев была ограничена некоторыми министерствами и длилась всего неделю по сравнению с обычными 14 днями. Против такой скорости, например, протестует и Минфин.
«Мы считаем, что способ обсуждения предложения в условиях чрезвычайного положения в законодательной сфере (…) неадекватен именно с точки зрения предполагаемых фундаментальных воздействий на защищаемые права граждан и других субъектов права. Предложение, очевидно, требует подробного и внимательного обсуждения как на уровне процедуры межведомственного обсуждения, так и на уровне парламентских обсуждений, связанных с тщательным обоснованием законопроекта и квалифицированной оппозицией », — пишет министерство.
Пока неясно, когда проект Блатного попадет на стол правительства. Если он будет обсуждать это в чрезвычайном законодательном положении, как того требует Министерство здравоохранения, он должен сделать это позже в этом году. Мнение правительства, отражающее возражения министерств, будет показателем того, как проправительственные депутаты должны отреагировать на него при его окончательном утверждении.
Текущее предложение подверглось резкой критике до того, как оно вошло в процедуру комментариев. Выступила платформа некоммерческой организации «Реконструкция государства». «Мало того, что произойдет беспрецедентное усиление способности одного государственного служащего вмешиваться в права и свободы граждан без усиленного контроля, это также ослабит позиции людей, которым такие меры нанесут ущерб», — сказал его аналитик Якуб Черный.
Видео: смотрите сотовые телефоны? По мнению Горжейши, человеческая жизнь важнее абстрактной свободы.
Новый супер-офис — хорошая идея, система будет более гибкой, не нужно долго обсуждать меры в парламенте, говорит иммунолог Горжейши
источник публикации: Новости Чехии
дата публикации 11.12.2020