
Пражский аэропорт имени Вацлава Гавела ждет период перемен. Терминал 2 будет расширен, сюда проведет железная дорога из центра, построят новую взлетно-посадочную полосу. Ключевую роль в этом сыграет заместитель председателя правления Иржи Краус», — признает он. За праздники люди могли прочитать о нескольких авиакатастрофах, в авиакатастрофе в Южной Корее погибли 179 человек. Как за такими событиями следит человек, который сидит в руководстве пражского аэропорта? В каждом аэропорту безопасность превыше всего. Поэтому, конечно, после каждой катастрофы я просматриваю важную информацию и думаю о том, как все последующие шаги работали в этом аэропорту. Люди часто говорят мне, что смотрят «Авиакатастрофы», но надо сказать, что в основном там показаны катастрофы прошлого века, а авиация с тех пор прошла долгий путь. Да, люди недавно смогли прочитать, например, о проблемах с Boeing 737 MAX. Но полет по-прежнему остается самым безопасным видом транспорта.
Как готовится аэропорт Праги в случае столь же трагического события?
Очень хорошо. Наш директор по качеству, безопасности и процессам Либор Курцвейл даже входит в состав европейских и глобальных комитетов по безопасности. При необходимости кризисная команда собирается. У нас такое было всего несколько дней назад из-за мороза. Мы подготовили план действий в чрезвычайных ситуациях, в котором шаг за шагом подробно описано, что делать в таких случаях. У нас также есть очень сильная пожарная часть. Когда капитан посылает на вышку сигнал, например, о том, что возникла проблема с шасси или кто-то на борту болен, они покидают здание и отправляются на локацию в течение 45 секунд. Как часто выходят пожарные? Один, два раза в день. Однако к самолетам это обычно не относится. Они выходят, например, при утечке рабочих жидкостей из автомобилей, при технических неисправностях наземного транспорта, при авариях на прилегающих магистралях или при обнаружении датчиком задымления в терминале. В исключительных случаях это касается и вылетов по причине технического состояния самолета, например при загорании пилотной лампы. По большей части это ложное указание, когда элемент управления сообщает о чем-то совершенно нормальном. Тем не менее, на всякий случай, капитан просит помощи через вышку, и пожарные тут же отправляются к самолету. Я всегда радуюсь, когда получаю сообщение о том, что чрезвычайная ситуация закончилась и ничего серьезного не произошло. В прошлом году в аэропорту произошло несколько кризисных ситуаций. Проблемы с выдачей чемоданов, сбои в работе IT-систем… Был ли это самый тяжелый год в вашей карьере? В плане чрезвычайных ситуаций, наверное, нет. Много лет назад, например, я пережил масштабное отключение электроэнергии после пожара на подстанции. Про чемоданы: конечно, ужасно раздражает, когда ты куда-то приезжаешь, а чемоданов нет. Я хотел бы извиниться перед пассажирами за это.
С другой стороны, если произойдет задержка и за час прибудет сорок самолетов вместо тридцати, это проблема. Ни одна транспортная компания не планирует свои ресурсы с тридцатипроцентной маржой. Еще раз подчеркиваю: не храните в зарегистрированном багаже лекарства, деньги и другие важные вещи, такое может случиться. Так может ли ситуация, подобная прошлогодней, повториться? Конечно, мы стараемся более внимательно следить за приездами и отъездами и имеем наготове сотрудников по контракту. Но сказать вам здесь, что в этом году такого больше не повторится, было бы безответственно. Я не хочу никого пугать. Такие вещи случаются. Это может повториться, но я убежден, что в таких масштабах это не должно повториться. Заместитель председателя совета директоров аэропорта Праги. Он отвечает за центральные закупки и логистику, охрану окружающей среды, обслуживание объектов и управление зданиями. Он работает в аэропорту с 1997 года, когда приехал из Польди Кладно. С самого начала он курировал электроэнергетические системы и капитальное строительство, в том числе курировал строительство Терминала-2. В совете директоров находится с 2012 года.ото: Аэропорт Вацлава Гавела в Праге Летом на море, зимой на лыжах
Каковы ваши ожидания от 2025 года?
Авиаперевозки продолжают расти. В 2019 году эти цифры были самыми высокими в истории. У нас было почти 18 миллионов пассажиров. Тогда вся авиация пострадала в виде ковида. Мы ожидали снова достичь подобных цифр только в 2026 году. Но теперь люди хотят больше путешествовать, больше узнавать и больше развлекаться. Так что уже в этом году мы достигнем доковидных цифр и даже превзойдем их. Итак, аэропорту предстоит рекордный год? 2025 год станет рекордным в истории. Мы ожидаем примерно 18,4 миллиона пассажиров. Это на 600 тысяч больше, чем в 2019 году.Что в основном этому способствует? Чехи больше летают — это главное явление. В частности, чартерные рейсы становятся все более популярными. Возобновляются и дальнемагистральные рейсы. Но что для нас очень интересно, так это рост интереса к полетам зимой. Декабрь прошлого года превзошел все ожидания, превзойдя даже рекорд 2019 года. Зимой трафик на десять процентов выше, чем в прошлом году. Мы также сотрудничаем с турфирмами, и они замечают большую тенденцию в том, что люди летят кататься на лыжах за границу. Конечно, наша цель — сделать зиму как можно ближе к лету — с точки зрения бизнеса аэропорту выгодно иметь одинаковое количество пассажиров в течение года. Это позволяет гораздо лучше использовать ресурсы, особенно персонал. Сейчас наблюдается большой разрыв между зимой и летом. Сможет ли аэропорт справиться с натиском? После ковида вы столкнулись с нехваткой кадров. Он может, конечно. Во время ковида уехало около 750 человек. Но сегодня ситуация намного лучше, и мы готовы к сезону. В январе запускаем набор персонала, в основном ищем людей для службы безопасности и общего наземного персонала.
Аэропорт через 10 лет: поезд, новый терминал и взлетно-посадочная полоса Давайте посмотрим в будущее. Когда я полечу в отпуск из аэропорта Праги через десять лет, что изменится? У вас определенно будет больше возможностей добраться сюда. Я твердо верю, что железнодорожное сообщение с городом уже будет готово. Оно должно быть завершено примерно к 2030 году.Уже по прибытии на вокзал у вас будет возможность избавиться от зарегистрированных чемоданов с помощью системы самостоятельной регистрации багажа, который затем направится прямиком по ленте в сортировочную комнату. У вас будет только ручная кладь, так что вы сможете с комфортом прогуляться по магазинам или посидеть в ресторане. Вся регистрация станет самообслуживаемой, очереди у стоек исчезнут, благодаря чему пассажиры будут лучше распределяться во времени.
Терминал 2 ожидает масштабная модернизация.
Да, он будет расширен в ближайшие годы и будет обслуживать рейсы внутри и за пределами Шенгена, тогда как Терминал 1 будет обслуживать только Шенген ( сейчас Терминал 2 предназначен исключительно для рейсов в страны Шенгенской зоны, а Терминал 1 — для остальных рейсов — прим. ред. ). Мы также устраняем множество шагов, которые вызывают у людей стресс. Вам больше не нужно будет удалять жидкости или электронику во время проверки. Вам больше не понадобится посадочный талон, вы пройдете через аэропорт с помощью технологии распознавания лиц. Я также должен сказать, что вы получите еще больше удовольствия от времени перед отъездом. Новый Терминал 2 будет иметь красивый интерьер и стеклянный фасад. Последнее, что хотелось бы отметить, это то, что строительство новой параллельной железной дороги может завершиться через десять лет.
Это сразу много строительства, что это будет значить для пассажиров? Придется ли им в ближайшие годы ехать в аэропорт раньше?
Конечно, будет некоторое ухудшение комфорта. Мы это видим уже после того, как снесли часть моста в аэропорту, который преобразуем из двухполосного в трехполосный. Даже такая незначительная корректировка вызывала запор. Однако мы разделим ремонт на несколько этапов и перед каждым из них подробно информируем пассажиров.В любом случае, с точки зрения времени заселения, оно особо не изменится. Площадь перед терминалом превратится в строительную площадку, а при проезде через аэропорт вместо красивого коридора с цветами кое-где вы увидите гипсокартонные перегородки. Но по-прежнему будет действовать правило, что лучше прибыть за два-три часа до вылета, это не изменится. Мы приводим клиентов ресторана сюда, а не в шашлычную на углу.Не все приветствуют расширение аэропорта. Осенью, спустя годы, вновь началась процедура проекта строительства новой взлетно-посадочной полосы. Это не нравится ни горожанам и представителям близлежащих муниципалитетов, ни экологам. Я занимаюсь этим проектом уже долгое время, и каждый раз, когда делается небольшой шаг вперед, скептики просыпаются. Да, проблема в том, что шум достигнет новой части квартала. Но в то же время это позволит разгрузить густонаселенные районы, через которые сегодня летают самолеты, на второстепенную взлетно-посадочную полосу. Его отменят с появлением новой взлетно-посадочной полосы.Я понимаю, что меньшинству это не нравится. Но мне это немного напоминает феномен NIMBY ( английское сокращение от «not in my backyard» — прим. редактора ). Всем хотелось бы летать из красивого терминала и хорошо функционирующего аэропорта, но никто не хочет иметь это при себе. Но, конечно, давайте поговорим об этом, я рад поговорить со скептиками.Им следует подчеркнуть, например, что речь идет не только о пропускной способности, но и об эксплуатационной надежности и безопасности аэропорта. Сегодня основные и второстепенные трассы пересекаются. Это означает, что если что-то произойдет на пункте пропуска, весь аэропорт может выйти из строя. Параллельная система предотвратила бы это.
Экологические организации подчеркивают, что качество воздуха ухудшится и что проект противоречит климатическому плану Праги . Я так не думаю. Совместно с Прагой мы даже готовим планы, чтобы сделать нашу деятельность устойчивой. Хотя правда, даже в советах я часто слышу, что мы пока только шумим. Но нельзя забывать одну вещь. В 2008 году к нам прилетело 180 тысяч самолетов. В прошлом году мы перевезли на треть больше людей и было 135 тысяч самолетов. Сегодняшние самолеты больше и загружены, они более экономичны, и развитие в этом направлении все еще продолжается.В организации «Арника» также утверждают, что расширение аэропорта ухудшит ситуацию с чрезмерным туризмом. Летом Прага переполнена туристами, квартиры превращаются в Airbnb. Необходимо изменить состав людей, посещающих Прагу. От тех, кто просто осматривает достопримечательности и снова исчезает, до более богатых туристов, которые проводят в городе больше времени и тратят больше денег. Они используют отели, а не Airbnb. Они ходят в рестораны, а не в шашлычную где-нибудь на углу. Но, конечно, нам нужно как-то доставить их сюда. Я думаю, что самолетом мы привозим сюда более кредитоспособную клиентуру. Да, конечно, лоукостеры популярны, но в будущем мы планируем больше дальнемагистральных рейсов, которые помогут привлечь сюда этих клиентов. Вы хотите достичь углеродной нейтральности к 2030 году. Как? Воздушный транспорт является одним из самых загрязняющих видов транспорта.
Я совершенно не понимаю, почему авиацию до сих пор считают плохим парнем, самым большим загрязнителем окружающей среды. Что касается глобальных выбросов, на долю авиации приходится три процента. И две трети из них — это рейсы длиной более 1500 километров, которым нет альтернативы ни на каком другом виде транспорта. Что касается более коротких рейсов, то я буду рад, если в будущем их заменят высокоскоростными линиями. Но сегодня у нас их просто нет. Но, конечно, мы сокращаем выбросы углекислого газа. Мы создаем зеленую электроэнергию, начиная со строительства фотоэлектрических электростанций. Мы довольно агрессивно перешли к электро мобильности. Троллейбус ходит в аэропорт уже почти год. С 2009 года мы участвуем в программе аккредитации выбросов углерода в аэропортах вместе с примерно 600 другими аэропортами. С тех пор мы неуклонно сокращаем выбросы углекислого газа и теперь пытаемся заставить наших заинтересованных сторон сделать то же самое. Для перевозчиков мы организуем конкурс Top Sustainable Airline, в рамках которого помимо шума и выбросов мы также отслеживаем подход авиакомпаний к устойчивому развитию.
Так подходит ли 2030 год к вам?
Это применимо. Следует сказать, что это углеродная нейтральность с компенсациями ( торгуемые единицы, с помощью которых компании могут компенсировать свой углеродный след, прим. редактора ). Мы хотим к 2050 году стать полностью углеродно-нейтральными. Там будет сложнее, но я верю, что это возможно. Экологичное топливо SAF сыграет в этом большую роль. Я считаю, что они будут использоваться все больше и больше. Это наиболее важные шаги для реального улучшения окружающей среды, хотя они требуют дорогостоящих инвестиций. Пока что ни один перевозчик не хочет иметь 70-процентный SAF, потому что это повысит цены на билеты. Это самая большая борьба. Разумно обеспечивать соблюдение этих принципов в рыночной среде.
источник публикации: Новости Чехии