В присутствии президента Петра Павла Чешская филармония под управлением главного дирижера Семена Бычкова
завершила трехдневную резиденцию в нью-йоркском Карнеги-холле. Выступление вновь стало частью Чешской недели в
Нью-Йорке и Года чешской музыки. Концерт Антонина Дворжака для фортепиано с оркестром соль минор прозвучал в
аншлаговом зале на 2800 мест. Его сыграл Даниил Трифонов.
Во втором полугодии при участии хора Пражской филармонии прозвучала глаголица Леоша Яначека. Восторженная публика
наградила музыкантов долгими аплодисментами. В ходе вечера представители оркестра и главный дирижер Семен Бычков
получили премию Американского общества Дворжака за выдающийся вклад в чешскую музыку. Оркестр выступил в
Карнеги-холле в 22-й раз, впервые приехав в 1965 году.
Отзывы о его многодневной резиденции пока исключительно положительные. «Чешская филармония — великолепный
оркестр и у нее великолепный главный дирижер», — пишет нью-йоркский арт-журнал New Criterion, высоко оценив первое
выступление во вторник с виолончелисткой Йо-Йо Ма. «Семен Бычков дирижировал длинным вступлением к
виолончельному концерту Дворжака с необычайно плавной и гибкой манерой. В этом была свобода, но в твердых пределах.
Музыканты фразировали естественно, почти незаметно. Музыка Дворжака звучала свежо», — говорит рецензент.
В тот же вечер он также получил положительную оценку на сайте. «Концерт показал, насколько Бычков наслаждается
богатой гармонией оркестра, в то же время полностью используя виртуозность солистов», — пишет интернет-журнал,
который оценил выступление на пять звезд из пяти.
Представитель newyorkclassicalreview.com прибыл на второй вечер среды со скрипачом Гилом Шахамом. «Чешская
филармония под руководством Семена Бычкова является одним из немногих оркестров в мире, который до сих пор
сохраняет узнаваемое звучание. Если в Нью-Йоркской филармонии отдельные верхние секции имеют тенденцию сочетаться
друг с другом, то Чешская филармония имеет всеобъемлющую экспрессию по всему спектру, полную разнообразных
оттенков и деталей, с теплым, насыщенным звучанием», — считает критик.
Он описывает концерт в среду как «одно из самых потрясающих с точки зрения звука выступлений за многие годы». Он
хвалит струнные, духовые и медные духовые, а также самобытную выразительность всего ансамбля или первоклассную
работу с динамикой. Единственный недостаток — пауза после первых двух частей Пятой симфонии Густава Малера. «Но
остальное было потрясающе», — уверяет он.
В своем обзоре газета New York Times описывает Чешскую филармонию как нестареющее сокровище, к существованию
которого быстро привыкаешь. «Они не просят вашего внимания или ласки. В Карнеги-холле она предстала неприхотливой,
даже нетребовательной, и тем не менее играла достойно, потрясающе сбалансированно. Прежде всего, Чешская
филармония в лучшем свете представила музыкальное наследие своей страны», — пишет газета.
Он сравнивает трио выступлений с небольшим фестивалем. «В Карнеги-холле музыканты обычно сидят на пустой сцене, но
Чешская филармония развернула свое знамя и расставила цветы в цветах чешского флага. На концерт в четверг прилетел и
президент Петр Павел», — упоминает газета, согласно которой в программе в некотором смысле присутствовали элементы
культурной дипломатии.
По данным New York Times, все три вечера прошли успешно, хотя наибольшее впечатление на рецензента произвело
исполнение глаголицы в четверг. «В такой благодатной форме приходилось верить если только в какую-то высшую силу, то
уж точно в величие чешского музыкального наследия, которое так необыкновенно хранят эти филармонии», — заключает
газета.
Американское турне Чешской филармонии также подробно освещалось агентством AP. Его редактор поговорил с альтисткой
Евой Крестовой, арфисткой Яной Боушковой и главным дирижером Бычковым. После недавней операции на спине ему все
еще предстоит замена тазобедренного сустава, поэтому во время концертов ему приходилось преодолевать боли в
некоторых местах.
Среди прочего он рассказал агентству известную историю о том, как после смерти Иржи Белоглавека в 2017 году к нему в
дирижерскую комнату пришел концертмейстер Йозеф Шпачек и от имени оркестра попросил Бычкова «стать их отцом». как
он сказал. «С того момента, как я закончил работу в Кельне в 2013 году, у меня не было абсолютно никакого интереса к
получению какой-либо должности. Но как я мог отказать 124 детям-сиротам?» — шутит Семен Бычков в интервью AP.
Чешская филармония завершила трехдневную резиденцию в этот четверг немного другой программой. Концерт Дворжака
для фортепиано с оркестром соль минор исполнил Даниил Трифонов, пианист с русскими корнями, живущий в Америке.
Этим же составом и исполнителем в сентябре этого года в пражском Рудольфинуме открылся 129-й сезон Чешской
филармонии.
Во второй половине программы прозвучала кантата «Глаголица» Яначека для солистов, смешанного хора, оркестра и органа,
в которой автор в расцвете своих творческих сил прославил панславянскую идею. Хор Пражской филармонии в составе 70
человек под руководством Лукаша Василека с приглашенным сопрано Катержиной Кнежиковой, меццо-сопрано Лусией
Хильшеровой, тенором Алешем Брисцеином, басистом Дэвидом Лейтом и органисткой Даниэлой Валтовой Косиновой внесли
свой вклад в его выступление в Карнеги-холле. Это было первое сочинение Яначека, которое уже исполнялось Чешским
филармоническим оркестром в Нью-Йорке.
Здесь Кнежикова заменила нездоровую Любовь Петрову. «Наверное, я никогда не был так удивлен, как однажды утром,
когда Давид Маречек, директор Чешской филармонии, спросил, что я делаю 5 декабря и готов ли я заехать в Нью-Йорк к
больному коллеге. Моя кровь не закипела бы в тот момент. Я очень ценю доверие как режиссера, так и главного дирижера
Семена Бычкова», — говорит Кнежикова.
Он считает для себя большой честью выступить во всемирно известном зале. «Для меня это очень много значит, потому что
я могу представлять чешскую музыку за рубежом и наслаждаться потрясающим акустическим пространством Карнеги-холла.
Такое случается несколько раз в жизни, и для меня большая честь, что я смог воспользоваться предложением Чешской
филармонии и исполнить, пожалуй, самое исполняемое мною произведение за границей», — сказала сопрано.
Глаголитическую мессу она впервые исполнила под руководством дирижера Якуба Груша шесть лет назад в Остраве, с тех
пор они исполняли ее вместе в Риме в 2022 году с оркестром Национальной академии Св. Цецилии или в прошлом году в
Бамберге с оркестром местная симфония. Кнежикова также участвовала в специальной сценической постановке
Глаголической мессы, которую подготовил фестиваль Яначека Брно в 2022 году.
«Музыка Леоша Яначека оригинальна и полна эмоций. Теперь их стало еще больше, потому что это был мой дебют в таком
важном месте, как Карнеги-холл», — заключает Катержина Кнежикова.
источник публикации: Новости Чехии