Посетители Галереи современного искусства в Градце-Кралове теперь могут увидеть первую чешскую ретроспективу польского
экспериментатора Юзефа Робаковского, выставку работ художника-графика Ярославы Северовой, скульптуры неоклассика Ладислава
Бенеша и инсталляцию из букв. Яна Шериха. Первые два шоу продлятся до 19 января, следующие два — до 27 апреля 2025 года.
«На выставках представлены разнообразные формы искусства ХХ века и начала XXI века. В своем многообразии они предлагают
посетителям разные, но весьма убедительные подходы к художественному творчеству», — говорит представитель галереи Габриэла Бучкова.
Ретроспектива работ 85-летнего польского кинорежиссера и фотографа Юзефа Робаковского называется «Я хочу вам всем сказать, что искусство — это энергия». Он расположен в районе под названием Черный Куб. Здесь посетители могут сравнить несколько творческих
позиций автора визуальных экспериментов и представителя видеоарта, особенно 1960-х — 1990-х годов. Это его первая персональная выставка в Чехии.
Робаковский живет в Лодзи с 1966 года, где окончил киношколу, а затем сам преподавал там. По мнению организаторов, в его творчестве
можно проследить развитие киноизображения в Центральной и Восточной Европе. Однако его творчество также свидетельствует о поиске
альтернатив официальному искусству того времени.
Автор последовательно и бескомпромиссно испытывал различные формы художественного выражения. В статье 1994 года он резюмировал
свои усилия, сказав, что взял на себя роль «организационного дрона», цель которого — распространение энергии. Сегодня работы
Робаковского входят в коллекции Центра Помпиду в Париже или Музея Квинса в Нью-Йорке.
Нынешняя выставка включает в себя фотографии периода деятельности группы Zero-61, соучредителем которой он был в польском
городе Торунь, а также покадровые записи, фильмы, созданные без использования камеры, или перформансы, проверяющие связь между
«зрение» камеры и собственное тело.
Зрители могут рассчитывать на работы, предоставленные в аренду из Польши, в том числе ценный стул 1970 года, который должен был
получить иммунитет от возможной конфискации со стороны Министерства культуры Чехии в связи с его транспортировкой в Чешскую
Республику.
«Стулья, покрытые изображениями стариков, меняют контекст и тон. Включение фотографического элемента придало ему новый смысл»,
— объясняет куратор выставки Ленка Доланова, которая считает этот объект «кульминацией экспериментов Робаковского с принципами
фотографического изображения и отношениями между фотографической реальностью и реальными объектами». .
Предоставленные работы дополняются двумя фильмами и фотографиями Робаковского, которые галерея Кралове Градец купила для
коллекции в прошлом году.
Вторая выставка в пространстве под названием «Белая костка» представляет наследие восьмидесятидвухлетней чешской художницы-
графика Ярославы Северовой. В основном он раскрывает два ее творческих этапа: ранние работы, входящие в коллекции Кралове
Градека, и работы последних лет. По словам организаторов, Северова обрабатывает новаторские мысли о пространстве, движении,
времени и свете с помощью компьютера. «Он шифрует запись реальности своим собственным визуальным языком и приглашает зрителя
прочитать ее», — заявляют они.
Третья выставка под названием «Тело в движении» расположена в галерее Владимира Преклика и посвящена скульптору-неоклассику
Ладиславу Бенешу, жившему с 1883 по 1956 год. «Его работы представляют собой синтез модернистских и традиционных элементов и
отражают увлечение скоростью, движением. и технический прогресс, типичный для межвоенного периода, но также через танец и
человеческое тело», — говорит представитель галереи.
Автор четвертой выставки Black Sabbath/ABBA – пятидесятидвухлетний художник и книжный график Ян Шерих. Его инсталляцию 2002
года, также входящую в коллекцию галереи, можно увидеть в фойе. Оно состоит из двенадцати больших букв, из которых можно
составить название знаменитой хэви-метал группы. Когда Шерих впервые выставил ее в галерее Вацлава Шпалы в Праге в начале
тысячелетия, он свободно прислонил буквы ABBA к одной из стен, тем самым для разнообразия отсылая к известной шведской поп-
группе. Остальные буквы на противоположной стене накладывались друг на друга, и только по названию произведения можно было
расшифровать, о каких именно буквах они, вероятно, шли.
Два года спустя в Дрездене автор создал схватку из букв, так что она действовала скорее как визуальный объект, чем как текст. «Таким
образом, отдельные буквы функционируют как средство составления истории, как строительный блок слов или образа. Работы Яна
Шериха очень разнообразны, его абстрактные и минималистичные работы часто имеют технологическую основу», — заключает Габриэла
Бучкова.
источник публикации: Новости Чехии