Чешские школьники испытывают недоверие к сверстникам или стресс?

чешские школьники;yandex.ru

В Чехии только девять процентов детей хорошо реагируют на обучение и с нетерпением ждут школы. Использование опыта педагогической деятельности показывает недоверие к сверстникам или стресс влияют на чувство удовлетворения, показало новое исследование. Чем старше дети становятся, тем больше им необходимо речевое общение и интереснее для них становится школа. «Это все равно что спрашивать взрослых, с нетерпением ли они ждут работы. В то же время я бы не сказала, что большинство детей начальной школы в школьных условиях страдают», — объясняет школьный психолог Элишка Халадова.

Сорок процентов чешских детей не очень любят ходить в школу или вообще не любят ходить туда, и это соотношение увеличивается с возрастом. Из 45 стран, где исследователи спрашивали об этом детей разных классов, Чехия заняла предпоследнее место. С другой стороны, ученики из Австрии и, например, Исландии с нетерпением ждут школы. Согласно исследованию, дети, которые не любят ходить в школу или испытывают сильное давление из-за школьных обязанностей, в четыре раза более подвержены риску депрессии, головных болей или капризности. Психолог Элишка Галадова, однако, не смотрит на ситуацию так негативно, несмотря на неблагоприятные исследования. По ее словам, взгляд на психологические трудности у детей зачастую однобокий и некоторые проявления относятся к развитию личности ребенка. Халадова работает школьным психологом в пражской Коданьской гимназии и одновременно в начальной школе на Штроссмаерово. Международное исследование HBSC (Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья) показало, что только девять процентов чешских детей и подростков с удовольствием ходят в школу. Вас это удивляет?

Девять процентов — это очень мало. С другой стороны, я иногда даю детям анкеты. Когда вы спрашиваете, с каким нетерпением они ждут колы, вы ожидаете, что в основном дети младшего возраста, примерно до пятого класса, ответят, что они ее с нетерпением ждут. Но с седьмого класса они начинают смотреть на школу более критично. Им вдруг становится странно отвечать, что они с нетерпением ждут школы. Они начинают ловить «взгляд подростка» и задаются вопросом, почему они этого ждут. В более старшем возрасте они ищут свои интересы и школа им перестает быть интересной. Так могут ли дети на самом деле относиться к школе более позитивно, чем они признаются в анкете? Возможно, это так. У детей старшего возраста личность и интересы более профилированы, поэтому они выбирают только любимые предметы и дистанцируются от одноклассников. Они больше не образуют единого класса, у них есть друзья и за пределами школы. Они часто пишут ответы типа «С нетерпением жду когда» или «Кто будет с нетерпением ждать школы?». Это похоже на взрослых и их отношение к работе — они начинают с энтузиазмом, но со временем мотивация снижается. Вот почему мне кажется, что это похоже на вопрос взрослых, с нетерпением ли они ждут работы.

Но некоторая статистика, безусловно, соответствует действительности. Дети непременно испытывают стресс и дискомфорт в школе в связи с отношениями с одноклассниками или учителями. Трудности во взаимоотношениях могут отразиться на том, что только девять процентов довольны школой. Но я бы не сказал, что более 90 процентов детей в школе страдают и что школа является для них стрессовой и плохой средой. Почти половина 15-летних подростков не собираются идти в школу. Чем дольше дети ходят в школу, тем меньше она им нравится. Разве это не тревожно?

Согласно опросу PISA, чешское образование имеет хорошие результаты, но правда в том, что в сфере благосостояния еще есть куда совершенствоваться. У меня есть преимущество работы в инновационной школе в Праге с консультационным кабинетом и поддержкой экспертов. Учителя, особенно молодые, пытаются изменить систему и сделать акцент на благополучии, хотя в других школах, например, в сельских школах, у них может не быть таких возможностей. В основном вы работаете с детьми от 13 лет. С какими проблемами они чаще всего приходят к вам? Чаще всего решаю проблемы в коллективе, стрессы, тревоги и семейные проблемы, особенно с детьми, находящимися под поочередным уходом. Я также занимаюсь членовредительством или расстройствами пищевого поведения. Мне нравится видеть, как они приходят ко мне сами. Благодаря информации в социальных сетях о психическом здоровье они больше не боятся обращаться к психологу. Им знакомы такие понятия, как травма, тревога или депрессия. Согласно исследованию HBSC, стресс на школьных занятиях играет большую роль в неудовлетворенности школой. Есть ли способ определить, когда уровень стресса зашкаливает? Это зависит от того, что испытывает ребенок дома. Если у него дома безопасная обстановка, это даст ему силы справиться с тем, что происходит в школе. В противном случае это большой стрессор. Например, когда родители требовательны к перфекционистам и двойка для них не является хорошим результатом, это создает стресс. Вступительные экзамены также добавляют им большого стресса.

Если вы сравните это с тем, когда вы пошли в школу, заметили ли вы изменения в типе психологических проблем, от которых страдают дети? Трудности сохраняются, но ко мне приходят все больше детей и больше членовредительства, расстройств пищевого поведения и социальной тревожности, особенно после ковида. Некоторые дети потеряли социальную компетентность, они не чувствуют себя комфортно в школе, и в этом их поддерживают родители, которые часто работают из дома. Затем дети перенимают это и не понимают, зачем им идти в школу.

Вы работаете в начальной школе и гимназии, проблемы детей там другие?

В гимназии проблемы посерьезнее, и то, как они решались или не решались в начальной школе, там многое покажет. В начальной школе мы имеем дело с семьей, тревогой и депрессией. В гимназии проблемы переходят в состояния, когда ребенок не может сильно рассчитывать на себя, в своей болезни он продвигается дальше. Именно поэтому госпитализации уже происходят. Могут ли современные дети лучше различать, что с ними что-то происходит и когда проблемы необходимо решить? Благодаря средствам массовой информации дети знакомы с терминами, связанными с проблемами психического здоровья, но иногда это приводит к тому, что их классифицируют и рассматривают проблемы психического здоровья как особые. Иногда они не различают легкий стресс и тревогу, поэтому я объясняю им разницу, что если человек немного напряжен, это не означает сразу, что у него тревога и что его запрут в Бохнице. Они предпочитают довериться психологу, а не родителям или одноклассникам, потому что им не хватает уверенности в том, чтобы решать более глубокие проблемы между собой. Исследования также показывают это. Лишь около трети чешских детей чувствуют, что могут положиться на своих одноклассников. Какие проблемы это приносит в их жизнь? Отношения между одноклассниками меняются каждый год. Было бы идеально, если бы у каждого был кто-то, кому он мог бы довериться. Однако социальные сети усложняют отношения. Издевательства перемещаются в Интернет, увеличивая недоверие. Но я хочу упомянуть социометрическое картирование QED Group. Напротив, исходя из анализа десяти тысяч учеников, кажется, что, хотя после ковида благополучие детей ухудшилось, с сентября прошлого года оно снова улучшилось, и изоляция постепенно снижается.

В то же время данные показывают связь между отношением к школе и использованием социальных сетей. Особенно плохо себя чувствуют в школе так называемые проблемные пользователи социальных сетей. Считаете ли вы, что социальные сети негативно влияют на психику детей? Социальные сети делают общение возможным, но некоторые студенты проводят в телефонах более шести часов в день и сами признают это. Они понимают, что это вредно для здоровья. Другие дети следят за временем, проведенным перед экраном. Сети также часто влияют на их взгляд на самих себя. Например, девочки с расстройствами пищевого поведения ищут полезные рецепты и единомышленников, что изолирует их от других одноклассников.

Из статистики мы снова и снова читаем, как растут психологические проблемы среди детей. Напротив, есть ли что-то, в чем вы видите позитивное развитие в этом отношении? Сегодня дети хорошо умеют давать названия своим чувствам, что является преимуществом либерального воспитания, которое некоторые критикуют. Они понимают, как важно заботиться о своих потребностях и рассказывать кому-нибудь, когда им грустно. Семейные схемы более свободны, что позволяет им ориентироваться в более хаотичной среде. Даже при поочередном уходе они умеют адаптироваться, что говорит об их силе. Поэтому я не считаю их более психически неуравновешенными, чем предыдущие поколения.


источник публикации: Новости Чехии

дата публикации 26.10.2024

Author: administrator

Добавить комментарий