Около 80 детей посещают начальную школу в оломоуцкой части Дрождина. Привлекает семейная обстановка с меньшим
количеством детей в классе. Даже студенты из других стран подают заявки, школе каждый год приходится отклонять
некоторых претендентов. «Родители чувствуют, что у нас есть определенное направление, мы самобытны», — говорит
режиссер. Однако по плану Минобразования школа должна перестать функционировать самостоятельно. Как и почти две
тысячи других.
В будущем министерство хочет объединить школы с числом учащихся менее 200 человек, которые также станут второй или
следующей школой в селе. Министр Микулаш Бек (СТАН) планирует представить правительству предложения относительно
начальных, средних школ и детских садов к концу октября.
По данным министерства, 1895 школ потеряют свою независимость, около 30 процентов школ созданы муниципалитетами.
Это не означало бы отмену, а лишь объединение под одним юридическим лицом и общим директором. Вторая школа тогда
будет функционировать как отдельное рабочее место, контролируемое заместителями директора или директорами школ.
Подобным образом сегодня уже действуют некоторые начальные школы, при которых есть, например, детский сад. В первую
очередь корректировка должна затронуть детские сады.
«Идея не в том, чтобы насильственно объединять или закрывать небольшие сельские школы. Если в муниципалитете будет
только одна школа, школа продолжит функционировать в нынешнем режиме. Министерство образования ожидает, что
изменение в организации школьной сети приведет к объединению школ в более крупные единицы внутри муниципалитетов
и что школы будут лучше использовать потенциал, предлагаемый функционированием более крупных единиц», — сообщили
в министерстве образования Aktuálně. .ч.
Слияние обещает сэкономить деньги и усилия. «Среди ожидаемых положительных эффектов можно назвать, например,
сокращение объема административной и непедагогической нагрузки на директоров школ, увеличение пространства для
педагогического лидерства руководителей школ, более легкую возможность разделения педагогических и непедагогических
должностей. экономия, например, в сфере администрирования, подбора персонала и управления персоналом, управления
ИТ, бухгалтерского учета, юридических услуг, администрирования проектов и тому подобное», — говорится в сообщении.
Однако, например, директор школы в Оломоуце-Дрождине сомневается в этом. «Я не думаю, что будет существенная
экономия, разве что экономия на зарплате директора. Однако доверить кому-то управление меньшей школой все равно
придется», — отмечает Конечна. Он также не считает вероятным сокращение администрации. «Это скорее альтернативный
аргумент. Директору останется управлять только одним субъектом», — говорит он.
По ее словам, это может быть щекотливая тема для родителей. «Я бы хотел сохранить автономию школы. Родители
наверняка будут обеспокоены тем, что школа потеряет свою аутентичность, если перейдет под другое руководство, и ей
придется выполнять программу более крупной школы», — добавляет он.
Школы могут контролироваться сообществом муниципалитетов
По оценкам министерства, оно сэкономит деньги главным образом за счет распределения непедагогической работы.
Меньшего административного персонала было бы достаточно для большего количества школ. Согласно исследованиям,
чешские директора больше всего обременены администрацией в Европейском Союзе. В среднем они тратят на
непедагогическую деятельность 30 часов в неделю, подсчитали эксперты Экономического университета.
Но даже эксперты утверждают, что слияние может не решить эту проблему. Например, аналитик Карел Гаргулак из
исследовательской организации PAQ считает, что даже если школы с минимальным количеством учеников в 400 человек
будут объединены, административная нагрузка на директоров не уменьшится. Вместе с платформой «Партнерство ради
образования 2030+», объединяющей организации, занимающиеся образованием, они продвигают и другие решения.
«Наше намерение не противоречит плану министерства. У нас много школ. Однако предложение министерства представляет
собой лишь небольшую загадку. В то же время это приводит, прежде всего, к объединению детских садов и начальных школ
в одном муниципалитете, что имеет свои преимущества. С другой стороны, это не решит проблему административной
перегрузки директоров, и никто не будет контролировать результаты работы новых объединенных структур.
Администратором объединенных школ будет учредитель, которым часто является небольшой муниципалитет или город, не
обладающий профессиональным потенциалом, чтобы гарантировать, что директору не придется заниматься всей бумажной
работой. Ответственность за них никто не возьмет», — объясняет Гаргулак.
Их предложение, с другой стороны, предполагает, что директор останется в меньшей школе. Школы могли бы продолжать
работать в собственных зданиях, а ответственность за педагогическое управление в основном будут нести директора.
Вместо простого слияния над школами на уровне муниципалитетов с расширенной сферой деятельности можно было бы
создать учреждение, которое бы несло юридическую ответственность за качество образования на территории меньшей, чем
регион.
источник публикации: Новости Чехии