Какие экономические методы помогут ЕС?

Совместные кредиты, конец права вето или ставка на ветряные мельницы. Команда итальянского экономиста Марио Драги представила свое видение того, как Европа догонит Китай и США. Но последнее слово остается за правительствами европейских стран.

Европа должна мобилизовать инвестиции, использовать силу общего рынка, упростить правила для МСП и повысить свою независимость в стратегических областях. Только тогда она сможет конкурировать с миром в будущем, говорится в докладе Драги.

«Супер Марио», как прозвали экономиста и бывшего главу Европейского центрального банка после кризиса еврозоны, подсчитал, что Европейский Союз должен инвестировать дополнительно от 750 до 800 миллиардов евро (примерно от 17,5 до 18,7 триллионов крон) ежегодно, чтобы «удерживая в игре», ее уровень жизни не падал, и ей не пришлось отказываться от своих климатических амбиций. Драги предлагает получить эти деньги таким способом, который не понравится более бережливым государствам.

«Я считаю логичным, что на столе есть и более спорные предложения, например, о том, чтобы Европа финансировала некоторые программы совместными кредитами. Я согласен с Драги, что нам нужны настоящие европейские деньги, которые поддержат европейскую конкурентоспособность», — отреагировал на отчет депутат Европарламента TOP 09 и экономист Людек Нидермайер.

«То, что в бюджете ЕС нет денег на действительно европейские проекты, — это реальность, и это один, но не единственный путь. Я бы предпочел сначала найти эти средства в рамках крупной бюджетной реформы. Альтернатива не найти их и отказаться от некоторых инвестиций явно плохая», — добавил Нидермайер.

По мнению Драги, в Европе существует проблема низкой производительности труда. Поэтому некоторые предложения направлены на развитие навыков работников и инноваций, благодаря которым европейские компании начинают производить товары с добавленной стоимостью. По его словам, такие продукты принесут гораздо более высокую маржу и, в конечном итоге, больше средств для инвестиций.

Свою роль должны сыграть и частные деньги европейцев, которые зачастую «лежат без дела» на счетах и ​​не инвестируются. В этом призвано помочь объединение рынков капитала, которому до сих пор сопротивляются государства ЕС.

Хрестоматийный пример из Китая
В докладе подчеркивается фундаментальная дилемма, с которой сталкивается Европа, когда речь идет о декарбонизации, с одной стороны, конкурентоспособности, с другой, и безопасности поставок критически важного сырья, с третьей.

Хрестоматийным примером служат китайские солнечные батареи и электромобили. Хотя они помогают Европе в декарбонизации, они также создают проблемы для ее конкурентоспособности (меньшая прибыль европейских компаний) и безопасности (зависимость от одного поставщика).

«Драги рекомендует избегать черно-белых решений. Прежде всего, его доклад решительно отвергает искушение подражать подходу США, которые систематически отвергают китайские чистые технологии, которые сделают европейскую экологическую трансформацию более сложной и дорогостоящей», — написал Симоне Тальяпьетра в своем комментарии для уважаемого брюссельского аналитического центра. Брейгель.

«Вместо этого это справедливо предполагает, что Европа реализует разумную и конкретную политику «зеленой» промышленности, адаптированную к каждому сектору», — добавил исследователь, который специализируется на климатической и энергетической политике ЕС.

На практике может показаться, что Евросоюз «откажется» от своих попыток конкурировать с Китаем в разработке и производстве солнечных панелей и вместо этого направит свои усилия и деньги на то, в чем он действительно хорош, например, на ветроэнергетические технологии. В то же время этот сектор будет хорошо защищать себя от других глобальных игроков в рамках своей торговой политики.

«Это принцип промышленной политики — я вижу технологии или инновации, которые, по моему мнению, будут прорывными, и я хочу занять в них сильную позицию. Вопрос, конечно, в том, что такое «технологии завтрашнего дня», которые зачастую очень сложно определить», — отметил в подкасте Europa Давид Навратил, главный экономист Česká spořitelna . По его словам, с чешской точки зрения это было бы, например, ядро.

Драги предлагает, чтобы этот принцип работал на общеевропейском уровне и чтобы благодаря этому создавались европейские «чемпионы», а не только национальные. Это единственный способ построить такие крупные компании, которые смогут конкурировать в глобальном масштабе. Путь к ним также должен лежать в смягчении правил конкуренции или других норм, например, в упрощении слияний международных компаний.

Что касается самой декарбонизации и ее темпов, Драги признает, что ископаемое топливо по-прежнему будет играть важную роль — в отношении газа, например, он предлагает больше совместных закупок. Затем он хочет направить больше денег от квот на выбросы в энергоемкую промышленность, которая сталкивается с более строгими правилами в Европе, чем где-либо еще в мире.

Шансы на успех
Однако судьба доклада Драги остается неясной, поскольку он содержит несколько предложений, которые уже давно встречают сопротивление со стороны некоторых стран. Будь то совместные кредиты, соединение рынков капитала или прекращение единогласия (права вето) в принятии решений, которое Драги также продвигает с видением более широких действий ЕС.

Мало что указывает на то, что ситуация может измениться в ближайшее время. Однако, как напомнил депутат Европарламента Нидермайер, подготовить отчет попросили сами государства-члены.

«Однако вопрос экономической политики находится преимущественно в руках правительств стран-членов, стабильный, устойчивый, а не низкий рост каждой из них отвечает интересам всех. Во многих случаях неспособность действовать сообща и скоординировано усугубляет проблему конкурентоспособности. А Европа не может себе этого позволить», — убежден Нидермайер.

По словам экономиста Навратила, доклад очень хорошо описывает, в чем заключаются европейские проблемы. «В этом нет ничего удивительного, но я надеюсь, что это сможет поднять обеспокоенность политиков, чтобы они нашли консенсус в том, что пора что-то делать. Если тенденция останется прежней, к 2050 году европейская экономика будет стагнировать, а это означает смерть», — предупредил экономист.

Шанс на успех докладу может также дать решение бывшей главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен о том, что программа или даже структура ее нового кабинета будет основана на докладе. Это станет ясно во вторник, 17 сентября, когда новая комиссия будет представлена ​​публике.

источник публикации: Новости Чехии

дата публикации 13.09.2024

Author: administrator

Добавить комментарий