Вера описывает, как в одиннадцать лет у нее впервые начались месячные. Героине шведского фильма «Гипноз» уже за тридцать, она открыто делится своими переживаниями с камерой, и зритель с самого начала чувствует, что ее речь сочетает в себе аутентичность с тщательно скрываемой манерой изложения.
Дебют тридцатипятилетнего режиссера Эрнста Де Гира можно с уверенностью отнести к скандинавскому прототипу, мастерски вовлекающему зрителя в карусель конфузных и социально пограничных ситуаций. Чешские кинотеатры начнут показывать новый фильм с четверга.
Вере и Андре тридцать с небольшим, они не только живут, но и работают вместе. Они разрабатывают приложение для мониторинга репродуктивного здоровья женщин, особенно в тех регионах мира, где эта тема до сих пор является табу для разговоров.
Но, как со временем выясняется, первоначальная история о чрезвычайно сильной первой менструации и приливах крови, потенциально угрожающих жизни человека, является вымышленной. И весь фильм Де Гира вращается вокруг игры в фальшивую аутентичность в мире стартапов. Саркастическая критика этой среды для производства рассказов, которые затем позволяют «потреблять продукты» с лучшим чувством, — далеко не единственный мотив.
Впервые «Гипноз» был исполнен на основном конкурсе карловарского фестиваля, где актер Андре Герберт Нордрум получил награду за эту роль. Теперь фильм вышел в регулярный кинопрокат, в том числе, как доказательство весьма достойного качества показа этого года. Он напоминает работы более известных скандинавских режиссеров, таких как Рубен Остланд, двукратный лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, или местами работы Ларса фон Триера.
Он начинается как беззаботное исследование отношений на грани кризиса. Нервный и неуверенный в себе Андре беспокоится о том, как он и его стартап Epione преуспеют в соревновании, в котором они участвовали. Уже в первой сцене, когда Вера рассказывает на камеру о предполагаемом опыте, он сомневается в том, как его партнер воспримет презентацию.
Нервозность нарастает, как только пара приезжает на сам конкурс, где им предстоит представить свои стартап-истории, а в идеале еще и продать их инвесторам.
Причина неуверенности Андре кроется не только в его натуре. Немало им способствует и то, что Вера незадолго до этого прошла гипнотический сеанс, который должен был избавиться от пристрастия к сигаретам. Однако вместо этого терапия привела к тому, что она пробудила свое «истинное я» и освободилась от оков социальных условностей.
Звучит высокопарно, но результат не похож на какую-то великую победу. И вот во время конкурса героиня превращается в непредсказуемую силу, которая бесцеремонно выпивает из-за барной стойки без разрешения официанта, в другое время удивляет окружающих своими бесконечными шутками с вымышленной чихуахуа, перерастающими из невинного веселья в откровенное веселье. конфликт.
Режиссер загоняет главных героев в ситуацию, когда зритель не имеет возможности решить, кому и кому вообще они сопереживать.
Вера ведет себя совершенно нестандартно, в то же время ее способность пускать людей под откос не приводит ни к какому комическому облегчению, ни даже к выделению свободомыслия и подлинности, которые стояли бы в контрасте с лицемерной средой «лучшего». люди вокруг стартап-бизнеса.
То, что фильм точно изображает притворство и невыносимые манеры, лежащие в основе циничных бизнесменов, не означает, что он вызывает симпатию к центральной паре.
Напротив, создатели ловко работают над тем, что Андре может показаться худшим, ведь он совершенно сознательно хотел солгать Вере и остальным, чтобы спасти ее разваливающуюся презентацию, но в конечном итоге именно Вера разоблачает среду и зрителей к тем действительно неприятным и некомфортным моментам.
В то же время «Гипноз» очень тонко раскрывает гнилой фон под блестящим фасадом, любимой темой многих скандинавских кинематографистов. Не все уроки автора по созданию конфуза выходят на 100 процентов, иногда можно почувствовать легкий спазм, но смешные моменты выигрывают от того, что это вполне обычные ситуации — без особой экстравагантности. Авторам не нужно прилагать большие усилия, чтобы заставить зрителей ерзать на своих местах.
Иногда персонажу достаточно войти в комнату, где он кажется нежеланным или хотя бы незваным — и вот она заполнена, пустого стула не осталось.
Для дебютантки Эрнст Де Гир очень убедительно управляет подобными моментами и создает напряжение из небольших случайных разговоров. Тем более выделяются те немногие моменты, когда он подталкивает и позволяет героям действительно перейти «рубикон» социальных норм.
Гипнозу не хватает размаха, элегантности и способности точно колебаться между комедией и удушающим смущением фильма Тони Эрдмана , очаровавшего зрителей на Каннском фестивале в 2016 году, или интенсивности и радикальности «Идиотов » Трира , которые с гораздо большей наглостью нарушают социальные нормы.
Дебют Де Грира, возможно, является более сдержанным по сравнению с его более известными предшественниками, но ему удается создавать сцены, которые так же запоминаются. А еще это – после « Большого Лебовски » братьев Коэн – второй лучший фильм, в котором «чертов ковер» играет жизненно важную роль. Этого недостаточно для дебюта.
источник публикации: Новости Чехии