Вместо расширения восьмилетних средних школ регионам следует предлагать больше средних школ с общим образованием, считает
аналитик PAQ Research Ян Земан. Если в Чехии их посещает треть учеников, то в большинстве стран Европы – до половины. По его
словам, нынешняя система в основном отпугивает и жертвой становятся дети из неблагополучных семей.
Как вы оцениваете вступительные экзамены в этом году? Какие проблемы вы испытали?
Прием в этом году принес одно положительное изменение — цифровизацию. Новые данные показывают, что больше учеников поступают
в предпочтительные школы. Например, если 60 учеников, подавших заявку на определенное направление, набрали очень большое
количество баллов и 30 из них отдали приоритет другой школе, система также приняла 60-го ученика. Раньше это было невозможно.
Но есть и проблемы. Основой является емкость. Интерес значительно превышает предложение, что наиболее выражено в Праге и
Среднечешском крае. В других регионах предложение общего образования весьма ограничено. Студент, набравший достаточное
количество баллов, не попадает в сферу своей мечты, потому что система говорит ему, что его не принимают из-за способностей. Это
пустая трата потенциала.
Так стоит ли увеличивать вместимость гимназий?
Проблема в том, что общество не воспринимает гимназии как школы для всех. Поэтому нам следует расширить предложение лицеев и
средних школ с общим образованием. Во многом это зависит от регионов, но у них часто нет мотивации что-либо менять.
Почему регионы не хотят перемен?
Они относятся к потребностям работодателей. Но им нужны люди, которые хотят заниматься данной сферой, умеют работать в команде и
общаться. Если бы области обучения были расширены до общих направлений, таких как общее строительство или сельское хозяйство, у
студентов было бы больше шансов найти то, что им действительно нравится.
Как именно будет выглядеть такая система?
О сужении сфер до семи основных отраслей Минобразования говорит уже более десяти лет. Идеальная система имела бы более крупные
классы и учителей по общим предметам. Специализация придет только на последнем году обучения.
Означает ли это, что балансирование соотношения между общими и специализированными областями, которое заложено в долгосрочной
стратегии образования 2030+, не нужно? Достаточно ли корректировать систему средних профессиональных школ?
Этого, конечно, недостаточно. В настоящее время 70 процентов учащихся поступают в профессионально-технические училища. В среднем
по Европе — только один из двух детей. Чехия в этом плане одна из худших. Проблема в том, что у министерства есть так называемый
долгосрочный план, и регионы должны его выполнять, но если этого не произойдет, никаких санкций не будет. Именно поэтому мы уже
слышим от некоторых региональных представителей, например, из Устецкого или Пльзеньского регионов: «Мы не хотим иметь эти 50
процентов и не будем. Это для жителей Праги». И именно поэтому фактически невозможно выровнять соотношение по всем
направлениям.
Это вообще желательно? Следует ли сократить долю ПТУ и ПТУ и в промышленных регионах?
Да, желательно. Профессионально-технические училища должны обеспечивать общее образование в более широких областях, что
позволило бы ученикам постепенно специализироваться.
Стратегия также была направлена на сокращение неравенства и повышение качества образования. Как вам удается выполнять другие ее
пункты?
В отдельных регионах реализация происходит по-разному. Высочина и Южно-Моравский край являются примером нового подхода. Есть
решительные советники, которые видят будущее в увеличении вместимости гимназий и лицеев. Основная задача – мотивировать другие
регионы к аналогичным шагам, потому что без общенационального регулирования мы живем в неопределенности.
Что может сделать государство, чтобы уменьшить различия?
Минобразования может финансово поддержать регионы, которые решат расширить общеобразовательные дисциплины согласно своему
долгосрочному плану. Но важна также активность и политическая вовлеченность родителей и других граждан. Я думаю, что сейчас
лучшее время поговорить об этом, если это касается и родителей из высшего сословия, а не только социально незащищенных слоев
населения. Но не существует универсального решения, подходящего всем.
Увеличение мощностей не является необходимым
По вашему мнению, еще одна ловушка нынешней системы – это поставить в невыгодное положение абитуриентов из малообеспеченных
семей. Что можно сделать, чтобы эти дети также попали в те школы, в которые они хотят?
Эта проблема тоже будет решена за счет увеличения мощностей и создания более общих полей. Cermat также работает над
инструментом, который предоставит всем ученикам хранилище подготовительных заданий. Также можно было бы создать программу
обучения детей в группах.
Неужели нельзя было ничего изменить непосредственно в системе приема?
Есть одна вещь, которую планирует Министерство образования: массово писать тесты в начальных школах еще до того, как будут поданы
заявления в средние школы. Тогда можно будет охватить даже учеников, которые сейчас вообще не пишут единые вступительные
экзамены. Если бы, например, такой человек написал вступительные документы и узнал, что попал в лучшую школу, он мог бы подать
заявление.
Исчезнет ли тогда тактика?
Легко, оно обязательно уменьшится. Но заявления все равно подаются, и никто не может знать, будет ли результат достаточным для
поступления. Например, школы могли бы показывать количество баллов, которые были необходимы для поступления в прошлом году. Но
я думаю, что тактика будет использована в любом случае. Скорее, это только повысит уверенность в себе малообеспеченных студентов,
добившихся хороших результатов на вступительных экзаменах.
Но мяч переместился на сторону поля начальной школы. В настоящее время они находятся под большим давлением, чтобы посадить
студентов, которые будут писать единые вступительные экзамены, на первые парты и начать готовить их к тестам. Теперь это могло бы
выглядеть иначе: тест пишет весь класс одновременно.
Восьмилетние средние школы также вносят свою лепту в создание различий. Что вы думаете о плане Праги прислушаться к спросу и
увеличить свои мощности? Хорошо ли, что Минобразования отвергает такую идею?
Да, наращивать мощности необязательно. Не существует сильной оценки, которую можно было бы использовать в восьмилетней средней
школе. Если кто-то желает увеличить вместимость восьмилетних средних школ, пусть сделает их четырехлетними. Я считаю, что
восьмилетние средние школы должны быть еще более элитными, чем сейчас. Он должен принимать только самых талантливых студентов.
А вот в Праге интерес к восьмилетним школам гораздо выше. Тогда к ним не получают доступа дети, которые могли бы без проблем
добраться в другом месте. Разве это не несправедливо?
Но решение не в увеличении пропускной способности восьмилетних гимназий. Больший интерес вызывает опасение родителей, что
ученики потом будут бороться за место в четырехклассной гимназии. Именно поэтому они уже ищут безопасность в виде восьмилетнего
ребенка. Это подтверждается количеством шестилетних гимназий, в которых поступает огромное количество абитуриентов, чего раньше
не было.