Образовательная система в Чехии для промышленников

Школы Чехии,yandex.ru

Чешская система образования соответствует идеям промышленников после революции, которые хотели обучать молодых людей профессиональным специальностям. Именно поэтому в гимназиях и лицеях пока мало мест. Уже раздражает напоминание о том, что мы постоянно слышим, что мы должны быть «образовательным обществом», иначе мы не добьемся успеха в европейской и глобальной конкуренции. Каждому политику и каждому поступку это сходит с рук. Затем наступает прием в средние школы, и мы внезапно видим пластически, как государство собирается с этим справиться. В этом году снова развернулась тяжелая борьба за средние школы, за них боролись девятиклассники демографически  самого сильного года потомков так называемых гусаковских детей. Это был не первый их бой. У них была проблема попасть в детский сад, в ближайшую или хорошую начальную школу, и в университете у них такая же борьба, даже там государство не реагирует.

Многие семьи переживали драму поступления в гимназии и лицеи, родители хотели, чтобы их ребенок получил общее образование, после чего решали, что делать дальше. Результат мы знаем: примерно 16 тысяч детей не пошли в среднюю школу. Либо родители выбрали неправильную тактику, либо их дети не выдержали стресса от испытаний. У них было 60 минут на чешский и 70 минут на математику.

Подкаст «Люди в нужде» Out of Sight был посвящен плохой организации системы образования и приема . В нем выступают Дэниел Мюних, член NERV, работающий в аналитическом центре IDEA при CERGE-EI, и Яна Стракова из Института исследований и развития образования при педагогическом факультете Великобритании.

Оба критикуют систему как несправедливую, исключающую некоторых детей, которые могут продолжить обучение в средней школе. Не все дети сдают экзамены. Некоторые из них не подают заявку на поступление в магистратуру и даже не имеют возможности узнать, имеют ли они для этого право. И Мюнхен, и Стракова убеждены, что все дети должны пройти тест, чтобы у них был шанс понять, что они могут продолжать обучение. В подкасте, о чем мы, к сожалению, знаем и из других областей, государству не хватает данных, по которым оно могло бы скорректировать систему. В то же время это ключевой момент в жизни детей, поэтому он тоже важен для государства, но оно о них практически ничего не знает, не проявляет интереса. Все вступительные экзамены оказываются несправедливыми во многих отношениях. Интерес к школам значительно превышает предложение средних школ, поэтому необходимо провести отбор, отсеять часть претендентов. Мы наблюдаем парадокс: дело не в том, что дети учатся в школе, этого недостаточно. Экзамены требуют особой подготовки. Стракова говорит: «…ребёнку практически невозможно успешно сдать экзамен без подготовки к нему. Это приводит к тому, что подготовка к экзаменам приносит детям мало пользы. Обычно это касается чешского языка, где они изучают некоторые очень специфические грамматические явления, которые им никак не помогают, и они ими не пользуются. В то же время экзамен очень трудоемкий и требовательный в других отношениях».

Родители видят то же самое. Дети учатся в школе, но вдруг им приходится начинать тренироваться, работать над другими навыками. При этом было бы логично, если бы одного преподавания было достаточно, если бы им не приходилось посещать

какие-то специальные, зачастую платные курсы, или если бы им не приходилось заниматься дома с родителями, если бы они могли и хотели подвергнуться этому.   Однако если бы того, что дети узнали в начальной школе, было бы достаточно, то могло бы оказаться, что их больше, чем мест в школах. Поэтому на приемах стоят ловцы, чтобы детей можно было отличить. Начался большой бизнес по подготовке к экзаменам, что во многих отношениях неэтично и исключает детей родителей, которые не могут позволить себе платить за их подготовку.

Родителям также предстоит умело различать школы, оценивать, в чем хороша их девочка или мальчик, какой спрос на какую школу. В этом году все было не стандартно, многие родители боялись отдавать ребенка в трудную школу. Они использовали тактику и изменили «вес» школ.

Самое страшное, когда топ-менеджеры начинают говорить

Большую роль играет образование родителей, детей предопределяют родители, а это неправильно. Это приводит к инвалидности детей из более слабой социальной среды, но данных по этому поводу недостаточно, и система образования опять же не может ответственно с этим работать. Даже одаренные дети могут пострадать от сложности тестов. Родители думают, что им не нужно тренироваться, что они справятся. Эти дети часто не усваивают рутинные процедуры, привыкли как-то придумывать ребусы. Но он не изобретает. Тест имеет ограниченное время, проходит в крайне напряженной атмосфере, в чужой среде. Детей проверяют больше на умственную выносливость, тут дело в везении.

Мюнхен говорит, что для такой фундаментальной социальной проблемы, когда ребенка отправляют в жизнь, необходимо провести надлежащее исследование, «чтобы проверить, в какой степени мы подвергаем остракизму одаренных детей или детей с какими-либо другими недостатками». Сам тест логически благоприятствует некоторым детям, каждый из них имеет предрасположенность к чему-то, а не к чему-то другому, обычно они не являются «универсальными». В то же время нет причин не удлинять тесты, не уделять студентам столько времени, сколько им необходимо, например два часа.

По мнению Яны Страковой, было бы разумно сделать процесс приема менее важным. Однако для этого потребуется, чтобы несоответствие между спросом и предложением было не столь велико. Мюнхен напоминает нам, что мы знаем об этой проблеме уже двадцать лет, но практически ничего не происходит. Он предлагает детям подавать заявления не в три школы, а в неограниченное количество. «Если бы у нас было неограниченное количество заявок, мы могли бы иметь представление об уровне неравенства и что-то с этим делать».

В чем причина того, что у нас до сих пор мало мест в гимназиях и лицеях? Мы традиционно индустриальная страна, здесь большую роль играет интерес работодателей. В течение многих лет они хотели обучать молодых людей профессиональным специальностям. Система обслуживала промышленное лобби, никаких изменений не произошло. Однако отрасль также быстро меняется, и молодые люди, вышедшие из сегодняшних профессиональных училищ, уже не подходят компаниям…

Даниэль Мюних сказал: «Самое худшее — это когда топ-менеджеры начинают обсуждать подобные вещи, это мой опыт. Это такая чушь, которая исходит из их уст, в остальном успешные, опытные люди говорят абсолютную чушь, основываясь на своем опыте работы в какой-то компании, бизнесе… они до сих пор думают, что образование ведется как бизнес». Мы знаем это от Андрея Бабиша. Мюнхен предлагает пример: «… Мирек Зингер скажет, что он не будет давать больше денег на образование, пока производительность не повысится… наивная идея».

Чехия отстает. Успешные страны управляют образовательными процессами чрезвычайно изощренно, используя научные знания. В нашей стране общество апатично к призыву научной сферы к переменам, а политики даже не реагируют на требование перемен.

И Стракова, и Мюнхен предложили решение. Сопоставьте предложение со спросом. Большой ошибкой он считает нехватку мест в гимназиях и лицеях. Все дети должны в обязательном порядке писать итоговые тесты и выполнять их в своей привычной обстановке. Их должны контролировать учителя из других школ. Заявки следует подавать только в том случае, если ученики знают, как они сдали тесты, чтобы те, кто не знал, что у них есть все необходимое, могли подать заявку более амбициозно. И они должны иметь возможность подать заявку в неограниченное количество школ, после чего система оценит наиболее подходящую школу для каждой из них.

Есть и другие маршруты, например системы Германии, Люксембурга, Финляндии, где выпускной экзамен отсутствует. Прием в средние школы основан на том, как дети учились в начальной школе. Рекомендации учителей тоже играют роль, и выход, конечно, есть… Но для этого наше базовое образование должно иметь сопоставимый уровень. Которого у него нет. Подкаст People in Need предлагает очень понятные варианты решения ситуации. Но в то же время проблема известна уже двадцать лет и почти ничего не делается. Призыв к образовательному обществу, видимо, является именно таким обязательным политическим полковником.

источник публикации: Новости Чехии

дата публикации 24.05.2024

Author: administrator

Добавить комментарий