Государство и Управление железных дорог продолжат подготовку новой надстройки железнодорожного
моста на Вытоне. При этом в сотрудничестве с Прагой будут искать место, где первоначальная конструкция
могла бы продолжать служить. Министр транспорта Мартин Купка (ODS) заявил, что государство подвергнет
проект международно признанной оценке воздействия на культурное наследие. Планируются также
переговоры с ЮНЕСКО.
Руководство железной дороги представило итоги конкурса в конце прошлого года, впоследствии поднялась
волна критики в адрес плана по замене объекта культурного наследия. «Мы продолжим реализацию
намерений архитектурного конкурса, исходя из того, что мы полностью осознаем историческую ценность
нынешнего моста и ни в коем случае не будем снимать решетчатую клепанную конструкцию», — заявил
Купка во вторник. Он добавил, что цель состоит в том, чтобы охраняемая конструкция служила мостом для
пешеходов и велосипедистов в другом месте.
В конкурсе удался проект проектной компании «2Т инжиниринг», который предусматривает сохранение
опор моста и замену его верхней части новой арочной конструкцией. Министр заявил, что сейчас проект
ожидает так называемой оценки наследия, то есть оценки воздействия на культурное наследие. Это должно
быть сделано в течение трех месяцев.
По словам Купки, представители Чехии также вступят в переговоры с ЮНЕСКО, чтобы гарантировать, что
решение не поставит под угрозу статус пражского заповедника как части Всемирного наследия.
Одновременно будет создана документация по оценке воздействия на окружающую среду. По словам
министра, Управление железной дороги может подать заявку на получение разрешения на строительство в
начале 2026 года, начать строительство в 2027 году и подготовить новый мост в середине 2028 года. «Но
мы говорим об идеальном государстве», — добавил он.
Что касается переезда нынешней структуры, по словам мэра Богуслава Свободы (ODS), Прага
рассматривает ряд возможных мест. В конце концов она выбрала два в Модржанах, ниже и выше шлюза на
месте существующих паромов.
Директор отдела подготовки строительства Управления железных дорог Павел Пайдар добавил, что
транспортировка конструкции с помощью понтонов к месту возле ипподрома Чучел обойдется в 345
миллионов крон, а в случае второго местоположения вверх до железнодорожного вокзала Модрана это
обойдется в 362 миллиона крон. Всего, по его словам, новый мост, включая перенос старого, обойдется в
2,4 миллиарда крон, а реконструкция с продлением третьего пути обойдется в 2,8 миллиарда крон.
Архитектор Ивета Торконякова из компании 2T Engineering представила готовый проект нового моста, в
котором арки по сравнению с первоначальным ярким дизайном имеют бронзовый цвет, напоминающий
нынешнюю конструкцию, а также изменена их морфология. Предложение также включает в себя решения
для велосипедных дорожек и привокзальных площадок моста с обеих сторон, включая общественные места
и новые пешеходные связи. На стороне Витонь планируется построить транспортную станцию, а на
Смиховской стороне – спортивно-развлекательную зону с кафе.
В защиту проекта администрация железной дороги утверждает, что стальная конструкция моста настолько
повреждена коррозией, что ее реконструкция невыгодна во всех отношениях. С другой стороны,
сохранения нынешнего вида моста требует Институт национального наследия или Центр всемирного
наследия ЮНЕСКО. Инициатива Небурата организовала онлайн-петицию за спасение моста, которую на
данный момент поддержали около 20 600 человек.