Учитель чешского языка Милош Шлапал замечает, что дети почти не читают дома. Вот почему он включил чтение в свои уроки в Копрживницкой начальной школе. Дети могут принести любые книги, которые они хотят. Даже комикс считается прочитанной книгой. «Это недооцененный жанр», — объясняет он в интервью Aktuálně.cz. Он отслеживает, как прочитанные страницы влияют на общий успех учащихся в школе.
Могут ли дети концентрироваться на чтении сегодня, в эпоху социальных сетей и коротких видеороликов?
Да, но это надолго. Это не придет само собой, мы должны поддержать детей в этом.
Я замечаю, что даже у нас, взрослых, начинают возникать проблемы с концентрацией внимания на более длинном тексте. Вот поэтому меня и интересует, как с ним работать детям, у которых с детства телефоны в руках?
Прежде всего, дети должны иметь регулярные возможности для чтения. Конечно, это идеально для маленьких детей, когда им есть с кем читать или когда кто-то читает им. Школа может очень помочь с этим позже, если будет выделять время для регулярного чтения. Благодаря этому дети читают со сверстниками и приобретают привычку. Без привычки человек не станет постоянным читателем.
Чешский учитель Милош Шлапал, который пытается мотивировать детей к чтению.
Как вы включаете чтение в свои уроки?
Формат семинара по чтению подходит мне и моим коллегам по проекту «Помогая школам добиться успеха». У нас обычно отведено место под него раз в неделю, на первом уровне его можно включать не один раз. У детей есть от 20 до 35 минут на занятиях, в течение которых они читают книги, которые выбрали сами. Затем они говорят о них со своими одноклассниками и думают о них.
Это формат, который вы можете легко использовать в младших классах, и вы даже можете читать с дошкольниками книжки с картинками. Дети тоже благодаря им становятся читателями.
Работаете ли вы в читальных мастерских с обязательной литературой?
Обязательная литература не работала для нас на семинарах по чтению, но постепенно, по мере того, как дети растут, они лучше читают, и им нужно знакомиться с более стимулирующими или сложными книгами.
Можете ли вы привести пример?
Во втором классе девочки прочитали и взяли напрокат книгу «Абсолютное безумие», комикс Терезы и Томаша Копецких. В ней описываются проблемы и настроения девушки, страдающей патологической тревожностью. С чем-то подобным дети столкнулись во время ковида и вместе с главным героем смогли справиться с пережитыми самими ситуациями.
Но являются ли комиксы подходящим способом приучить детей читать, особенно во втором классе? Ведь в основном это картинки и текста не так много.
Комиксы обычно недооценивают. Особенно учителям, которые не считают это чтением. Но это уникальный жанр. Есть комиксы, которые тяжелее классических. Я могу перечислить комикс Maus о Холокосте. Это эмоционально сложно, и некоторым детям нужна поддержка, чтобы понять, как строится история, как автор работает со словами, с визуальной стороной, с символами.
Мы, конечно, не можем сказать, что дети не должны читать комиксы, потому что в них мало текста или мысли. И еще одно неоспоримое преимущество, связанное с ними, — дети легко читают комикс на одном дыхании. Они тогда чувствуют себя хорошо, что им удалось прочитать книгу от корки до корки.
Кто больше читает, тот более образован
Сколько дети должны прочитать за один учебный год?
Минимальный предел, о котором я говорю своим ученикам, составляет 800 страниц за десять месяцев в школе. Это будет гарантией того, что ребенок не будет совсем неграмотным. Если он прочитает 1500 страниц в год, есть большая вероятность, что это начнет помогать ему и по другим предметам.
Кто больше читает, тот умнее? Применяется ли это соотношение?
Кто больше читает, тот более образован. Особенно с мальчиками, бывает, что они умные, но их блокирует то, что они мало читают. До пятого класса им достаточно прослушать материал в школе, но в старших классах на них выбрасывается большее количество текстов, знаний и информации. Они не могут справиться с этим и не могут реализовать свой потенциал.
Замечали ли вы это во время своей преподавательской деятельности?
Я учила ученицу с дислексией, у нее были тройки в пятом классе, и она мало могла и не хотела читать. На семинарах по чтению она могла выбирать книги, которые хотела, и читать их в своем собственном темпе. Это подтолкнуло ее. Она проболела две недели в восьмом классе и с гордостью рассказала мне, что прочитала за это время четыре книги. Она закончила начальную школу только с пятерками, а в старших классах у нее было около двух пятерок. Ей очень помогло чтение.
Я следил за этим на всех уроках, в которых у меня был мастер-класс по чтению. Я узнал о нем кое-что интересное. В среднем те, кто не прочитывал 800 страниц в год, плохо справлялись, хуже концентрировались и чаще имели проблемы с поведением.
Хорошие студенты действительно прочитали не менее 1500 страниц, но они не всегда были заядлыми читателями. Выше 1500 страниц я уже не мог найти прямой пропорциональности с дальнейшим улучшением оценок. Некоторые прочитывали около 6000 страниц в год, но это не означало, что у них были лучшие оценки в классе.
Какая разница, если он прочитает 1500 страниц комиксов или толстых книг с мелким шрифтом?
Если ребенок учится читать — вероятно, благодаря комиксам — он обычно все равно добирается до более сложных книг. Для ученика, который до сих пор избегал чтения, уже одно то, что он дочитал до конца комиксы, приносит удовлетворение. Он впервые в жизни испытывает чувство чтения книги, и он испытывает это чувство неоднократно. Он преодолевает некую магическую грань и считает себя читателем.
Полезно ли приобретать привычку читать в детстве для будущей жизни?
Когда дети много читают, они могут перейти к более сложным операциям чтения. Это значит, что они не только сосредотачиваются на персонажах, сюжете и содержании книги, но и начинают думать об авторе. Зачем он ее написал, зачем таким образом, как он хочет воздействовать на читателя, которому предназначена книга? Благодаря этому они приобретают критическую грамотность.
И как это может повлиять на их будущее? Недавнее исследование уровня грамотности в Соединенных Штатах показало, что более половины американцев уже умеют читать ниже шестого класса. Это прямая угроза демократии. Посмотрим, как теперь работает дезинформация . Люди способны верить во что угодно, потому что у них нет в голове инструментов для оценки, проверки и оценки информации. В то же время шестой класс еще намного ниже уровня критической грамотности.
Можете ли вы снова понять это на страницах? Сколько страниц должен прочитать взрослый, чтобы стать критически грамотным?
Это очень индивидуально, но если бы ребенок читал книгу каждый месяц в течение девяти лет обучения в школе, он бы надежно прочитал более десяти тысяч страниц, а это предел, при котором можно сказать, что человек читает хорошо. Что он уже свободен от проблем, связанных с техникой чтения и понимания текста. Но просто читать много страниц недостаточно, чтобы развить критическую грамотность, нам нужно предоставить учащимся множество возможностей и встреч с разными типами текстов в процессе их развития чтения.
Ваши ученики также читают вне школы?
Чтение дома под угрозой. И это даже в семьях, где раньше читали. Конкуренция со стороны других СМИ очень сильна. Социальные сети и другие привлекательные занятия отвлекают детей от чтения. В Германии в повторных исследованиях следили за отклонением учеников от чтения. Если в первом и втором классе дети еще много читают, то в четвертом и пятом классах их чтение падает вдвое, а в седьмом и восьмом классах — на 70 процентов.
Семинары по чтению гарантируют, что они сохранят эту привычку. Они регулярно сталкиваются с чтением, вокруг них есть группа, которая тоже читает, и поэтому они считают это важным. Они часто дочитывают книги дома. Если они хотя бы пытаются что-то читать вне школы, вместе с нашим регулярным мастер-классом раз в неделю, то получают значительное количество страниц.
Принудительное чтение не работает
Что делать родителям, чтобы дети больше читали? Читать им перед сном? Заставлять их каждый день проводить какое-то время с книгой?
Если вы не читаете, вы не сможете получить доступ к Интернету? Такое принуждение не работает. Тогда ребенок воспринимает чтение как нечто плохое. Лучше сделать им интересное предложение. Не хочешь ли ты немного почитать, и я немного почитаю? Спрашивать, не хотят ли они купить книгу, регулярно дарить ее среди других подарков на Рождество, дни рождения, сертификат. И читать в одиночестве дома. Это почти все, что могут сделать родители. Когда он слишком сильно пытается заставить ребенка читать, это не очень хорошо работает.
Будут ли по-прежнему интересны детям книги, которые были популярны у предыдущих поколений?
Фогларовый например? По меньшей мере. Темы старых книг мало что значат для сегодняшних детей, они не актуальны для них. Во-вторых, способ написания. Дети смотрят фильмы с раннего возраста, даже с довольно сложным повествованием. Они переплетают истории, начинаются в конце и возвращаются к началу. Или в них чередуются взгляды разных персонажей. Так у детей в голове сложная повествовательная структура. Поэтому они не могут читать медленные книги, повествование для них длинное и скучное. Однако современные авторы могут с ним работать. Они пишут остросюжетные, отредактированные и доработанные книги.
Какую книгу сегодня могут заставить читать дети?
Это умеет, например, Дэвид Уоллиамс и его книги «Крисбургер», «Маленький миллиардер», «Папа за все деньги» или «Бабушка Раф». Еще он играет в них с типографикой, например разбрасывает слово на отдельные буквы. Он также использует яркие образы, при этом темы совсем не банальны. В Папе при всех деньгах отец главной героини был известным автогонщиком. Но он попал в аварию, и слава его померкла. Без средств он начинает работать водителем на мафию и попадает за это в тюрьму. «Маленький миллиардер» рассказывает о богатом мальчике, у которого есть все, кроме друзей. Он не может купить тебя. Автор в привлекательной форме преподносит детям сложные и серьезные темы. Благодаря этому дети задумываются о том, что может произойти в жизни.
Что насчет Гарри Поттера? Актуально ли это для них, когда первая часть вышла 26 лет назад? Сохраняет ли она свою репутацию книги, которая привлекает детей к чтению?
Я не знаю, понравится ли это, потому что Гарри Поттер труден для детей, которые не прочитали ни одной книги. Но это определенно не то чтение, которому нечего сказать современным детям. Просто по тому, как в первых книгах Гарри Поттер маленький и постепенно взрослеет. Это мотивирует детей читать всю серию.
Вернемся к обязательному чтению. Как вы думаете, имеет ли смысл составлять списки книг десяти-сотлетней давности, которые студенты должны прочитать к выпускному экзамену?
Значимые произведения, безусловно, играют свою роль в обретении связей, цивилизационного контекста. Другое дело, как к ним относятся и дают ли они опыт студентам. Не обязательно заканчивать Бабичку. Школы составляют свои списки в соответствии с заданными критериями. Я знаю чешку, которая позволяла своим старшеклассникам выбирать практически любые книги из современной чешской и мировой литературы. Конечно, они должны были быть определенного уровня. Предполагалось, что учитель создаст рабочий лист для каждой такой книги. Но учителям проще сделать ограниченный выбор и все время использовать одни и те же рабочие листы.
Какие ваши любимые книги?
Мое чтение — это отдельная глава. В детстве я много читал, но и сейчас нахожу время для чтения. Если бы я не читал сам, мое присутствие на семинарах по чтению было бы гораздо менее полезным. Я люблю читать Иэна Макьюэна, Дона Делилло, Чака Паланика, Мишеля Уэльбека, среди наших авторов Радку Денемаркову. Мне интересны авторы, которые решают наши текущие проблемы. Это не значит, что я не люблю книги 19 века. Но им сегодня труднее.
В общем, задача состоит в том, чтобы перевести детей с детских книг на более сложные книги и классику, требующую более зрелого чтения. Современные авторы могут с этим справиться и писать книги для подростков по-другому. Они используют передовые техники письма, чередуют рассказчиков, создают сложные макеты, но в такой привлекательной форме, что нравятся читателям-подросткам. Благодаря этому они могут получать удовольствие от того, что называется эстетическим чтением, даже с такими требовательными книгами. Но теперь им нравится книга не только за сюжет, но и за то, как она написана.
Он работает учителем истории, чешского языка и литературы в начальной школе имени Эмиля Затопека в Копрживнице. Он участвует в проекте Helping Schools Succeed Фонда семьи Келлнер, который обеспечивает финансирование, опыт и вдохновение для школ. Милош Шлапал входит в состав экспертного руководства проекта, работает в командах, готовит и организует встречи учителей эмпирического чтения и письма. Его специальностью являются так называемые мастер-классы по чтению, где он выделяет время на своих занятиях для чтения книг. Студенты могут принести любую книгу, которую они хотят.
Видео: Хороший читатель не тот, кто читает быстро. Кузьмичова говорит, что чтение играет другую роль в жизни детей (18 октября 2022 г.)
Многие читающие дети заинтересованы в возможности рассказывать истории. По словам ученого, это гораздо менее привилегированный путь к историям, чем раньше. | Видео: Михаил Розсыпаль