Предлагаемая поправка к закону направлена ??на введение должности сопровождающих учителей, которые будут помогать начинающим коллегам
в начале их карьеры. Так называемые наставники должны подготовить будущих педагогов к тому, как это действительно работает в школе, и
не дать им поддаться разочарованию и бросить учебу через короткий промежуток времени. Закрепленные в законе должны обеспечить четкие
правила и деньги для сопровождающих учителей.
Во второй четверг декабря из начальной школы Арча Монтессори в Праге пропало много детей, они заболели. Таким образом, на двух
учителей-женщин приходится всего шесть учеников. В гражданском образовании общение между слепыми и глухими входит в программу с ними.
«Как общаются те, кто не может говорить? Сначала покажите мне, что вам нравится больше всего, не говоря об этом словами», —
предлагает Катерина Нитрова, и дети тут же начинают пантомиму.
Они привыкли быть вовлеченными в класс. А также то, что иногда у них два учителя вместо одного. Нитрова, журналист по образованию,
учится по программе организации «Учитель в прямом эфире», чтобы получить педагогический минимум и иметь возможность приступить к
преподаванию в полном объеме. Поэтому с сентября она каждую неделю приезжает в Арчу на тренировки, где ей помогает более опытная
Кристина Матеичкова.
Она преподает уже четырнадцать лет, и уже второй год работает в программе в качестве сопровождающего педагога, т.е. наставника. Их
задача — подготовить студентов-преподавателей, которые приходят на практику в их школу, к тому, как это работает на самом деле. Они
советуют, например, как подготовиться к обучению, чему и как учить или как организовать свою работу.
Они также обеспечивают важную обратную связь. «В повседневной жизни у вас нет времени оглянуться после каждого урока и спросить себя,
достигли ли вы цели урока. Если то, чему вы учили детей, сработало. Но у меня есть такая роскошь здесь. У меня есть кто-то, кто это
понимает, видит и готов со мной об этом говорить», — описывает Нитрова.
Студентка программы «Живой учитель» Катерина Нитрова показывает ученикам, как выглядит шрифт Брайля.
Студентка программы «Живой учитель» Катерина Нитрова показывает ученикам, как выглядит шрифт Брайля. | Фото: Анна Франкова, Live
Teacher
Во время занятий наставник Матеичкова оставляет инициативу своей менее опытной будущей коллеге. В сентябре Нитрова только наблюдала
за уроками, затем постепенно втянулась в роль учителя. «Я оставляю многое на усмотрение Катерины и спрашиваю ее, как я могу ее в этом
поддержать. Иногда я просто в роли ассистента, который что-то дает, оформляет, копирует, а Катька ведет класс», — рассказывает
Матеичкова.
Постановление принесет награды и обязательное изучение
Есть и другие школы, в которых есть сопровождающие учителя. Однако они действуют несистемно, четко не определено, какова их роль и
каковы предпосылки для выполнения этой должности. Также нет денег у государства на оплату труда сопровождающих учителей. Это должно
измениться путем закрепления этого положения в поправке к Закону о педагогических работниках. Поправка одобрена правительством и
должна быть рассмотрена депутатами в первом чтении на этой неделе.
«Сопровождающие учителя, которые соответствуют требованиям для этой роли, будут иметь право на надбавку к своей зарплате в школе, где
они работают. Поэтому у них больше не будет договора на работу с педагогическим факультетом, вместо этого они будут получать доплату
в рамках трудового договора», — говорит пресс-секретарь Минобразования Анета Леднова.
Деньги за них школы получат на весь год. Условием является подписание договора с педагогическим факультетом, в котором оговаривается,
что сопровождающий преподаватель будет проводить не менее 30 часов в учебном году за рамками преподавательской деятельности студента,
пришедшего к нему на практику.
Кроме того, ему предстоит пройти 20 часов дополнительного образования и 20 часов вступительных занятий. Еще одним требованием будет
не менее пяти лет опыта преподавания. По словам Ледновой, учителя, которые тратят еще больше часов на наставничество, в будущем
смогут преподавать меньше часов. Но это еще предстоит обсудить.
Факультеты педагогики также смогут продолжать договариваться о стажировках, заключая договоры на выполнение работ с сопровождающими
преподавателями, которые по тем или иным причинам не соответствуют критериям, установленным государством. «В этом случае факультеты
продолжат выплачивать вознаграждение этим преподавателям из собственного бюджета», — добавляет Леднова. Минобразования хочет
протестировать описанную модель в 2023-2025 годах. Он должен применяться с января 2026 года.
Наставники должны не давать людям бросать образование
«Подготовка будущих учителей – одна из самых больших болей чешской системы образования. Сопровождающие учителя должны улучшить свою
практику. Позиция наставника очень важна и может предотвратить то, что мы наблюдаем в сфере образования — что многие учителя, которые
присоединяются к школе, покидают школу в первый или два года», — отмечает заместитель председателя парламентского комитета по
образованию Марек Выборны (KDU- ЧСЛ).
Согласно опросу Министерства образования 2019 года, от 10 до 15 процентов начинающих учителей увольняются в течение первых двух лет
после поступления в школу.
По словам заместителя министра образования Мартины Бетяковой, введение должности сопровождающего учителя является частью реформы
подготовки будущих учителей. «Доля стажировок (во время обучения) в нашей стране относительно ниже, она составляет восемь-десять
процентов. Однако само по себе увеличение количества часов не приводит к положительному эффекту. Важно иметь качественную практику в
сопровождении компетентных преподавателей», — говорит Бетякова.
По словам пресс-секретаря организации «Живой учитель» Анны Франковой, благодаря сопровождающим учителям новички быстрее проникнут в
сферу деятельности, и их работа намного раньше приобретет необходимое качество. «Благодаря этому выпускник входит в профессию с
большей уверенностью в себе, убежденный, что сможет осилить курс. Поначалу самое сложное — усвоить разницу между тем, чему учат на
факультете, и тем, что на самом деле происходит на занятиях. Таким образом, студент может попробовать», — объясняет он.
В конце урока будущий учитель получит обратную связь от своего сопровождающего учителя.
В конце урока будущий учитель получит обратную связь от своего сопровождающего учителя. | Фото: Анна Франкова, Live Teacher
По ее словам, то, что у них не было такой возможности, часто приводит к уходу молодых педагогов. А потом, когда они пойдут в школу,
они могут почувствовать, что потерпели неудачу. «Возможно, они готовят что-то для детей, и получается не так, как они ожидали, но им
не с кем об этом поговорить. Это приводит к фрустрации и отсева из образования. Сопровождающий педагог должен подготовить будущих
учителей к таким ситуациям. Но это также может помочь с практической ориентацией в школе, например, с администрацией или с тем, как
работает преподавательский состав», — говорит Франкова.
Начинающие учителя допускают ненужные ошибки
Катерина Нитрова уже преподавала в первом классе до того, как присоединилась к программе «Живой учитель», но в то время у нее не было
наставника. «Неудобно было тем, что ты входишь во что-то неизвестное и не знаешь, какие могут возникнуть ситуации, ты не готов к ним.
Я как-то интуитивно преподавал, но у меня не было никого, кто был бы рядом со мной и с кем я мог бы посоветоваться. В результате
новым учителям может не хватать энтузиазма и вдохновения. Другое дело, что они совершают ненужные ошибки, которых им не пришлось бы
совершать, будь у них наставник», — говорит Нитрова.
Сейчас он особенно ценит то, что перед тем, как пойти в школу, может опробовать полученные теоретические знания. «Если бы у меня не
было обратной связи, было бы много проб и ошибок. Здесь мы можем избежать этого, просто планируя уроки вместе. Если я придумаю что-
то, что мы не сможем сделать или что детям не понравится, я сразу же получу обратную связь, и мы внесем коррективы перед уроком», —
объясняет Нитрова.
В отличие от нее, Матеичкова прошла классическое обучение на педагогическом факультете. Потом, когда она пошла в школу, ей не с кем
было посоветовать. «Я пытался обнаружить это по мере продвижения, и это заняло гораздо больше времени, чем если бы я нашел кого-то,
кто помог бы мне с этим. Я бы стала хорошим учителем гораздо быстрее, чем если бы мне пришлось идти по этому пути одной», — отмечает
она.
По ее словам, некоторые выпускники также не знали, как адаптировать преподавание для детей с ограниченными возможностями обучения или
что писать в тетради. «Педагогический факультет не всегда реализует на практике полностью подготовленных студентов с точки зрения
дидактики, педагогики и администрирования. За пять лет на факультете меня никто не учил, например, как развлекаться с рассерженными
родителями и как направлять дискуссию», — отмечает Матеичкова.
Сотрудничество пары работает таким образом, что Нитрова готовит содержание урока каждую неделю, затем вместе консультируется и
распределяет то, что будет отвечать за каждого. Они вместе преподают каждый четверг, а затем оценивают урок. «Это требует времени, но
оно того стоит. У меня есть идеи, которыми я делюсь с Катержиной, но это работает в обе стороны — она часто придумывает что-то, что,
как мне кажется, было бы неплохо попробовать, так что это обогащает и меня», — добавляет Матеичкова.