Согласно статистическим данным бизнес-среда в Чехии ниже среднего по сравнению с ЕС. Этого достаточно только для 21-го места из всех двадцати семи. С другой стороны, по словам мецената и основателя Eurowag Мартина Воханки, преимуществом чешского бизнеса является образование, опыт и хорошие языковые навыки населения, а также открытость экономики.
По словам Воханки, перемещение бизнеса за границу является привлекательной альтернативой как с точки зрения инвестиций, так и с точки зрения технологических возможностей. Однако, по его словам, бизнес-среда Чехии имеет потенциал стать высокоразвитой и тем самым вернуть страну на тот уровень, на котором она была до Второй мировой войны.
«Мне определенно нравится вести бизнес отсюда и вносить свой вклад в развитие этой страны», — говорит предприниматель.
Однако он добавляет, что компания в основном борется с нехваткой талантов. Поэтому их стараются привлечь даже за границей. «Мы ищем таланты по всей Европе, по всему миру, чтобы компенсировать отсутствие этих людей здесь и привезти их сюда», — объясняет он.
По словам Воханки, Чехия отстает в основном в оцифровке. «Меня очень беспокоит разрыв между тем, как растут ноу-хау частного и
некоммерческого сектора, а с другой стороны, шатается государственный сектор», — продолжает бизнесмен. Он добавляет, что отсутствие оцифровки вызывает отсутствие прозрачности, высокие затраты и медленное управление.
По словам Воханки, идеология и краткосрочное принятие политических решений, которые бизнесмены считают безответственными, преобладают в Чехии. При этом отсутствует и стратегия страны в целом, определенность цели к которой мы движемся. Вместе нам не хватает видения.