Жесткая ультимативная позиция США на переговорах с КНДР не сработает. Об этом заявил в понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая на конференции «Международное сотрудничество в неспокойном мире», организованной международным дискуссионным клубом «Валдай» в партнерстве с Дипломатической академией Вьетнама.
«Мы убеждены, что жесткая ультимативная позиция, с которой Вашингтон начинал эти [с КНДР] переговоры, не принесет результата, — сказал он. — Потому что было требование, это озвучивал госсекретарь США Майкл Помпео, сначала полностью ликвидировать все, что имеет отношение к ядерной программе КНДР, и только потом после так называемой денуклеаризации именно КНДР будет рассматриваться вопрос о смягчении санкций. Это не сработает. Думаю, американцы уже сами поняли, что такие ультиматумы никаким образом [не сработают]».
«Как это — заставить людей разоружиться? Разоружили уже [бывшего лидера Ирака] Саддама Хусейна через жульнические приемы, разоружили Муаммара Каддафи, — продолжил Лавров. — Поэтому все эти примеры на глазах. Только поэтапный подход, включающий позитивные действия в ответ на позитивные действия КНДР, может сработать».
По словам министра, из контактов с США складывается впечатление, что они это понимают. «Тем не менее, представители руководства США продолжают публично заявлять, что только полная денуклеаризация КНДР позволит приступить к каким-то позитивным шагам», — добавил он.
«Кстати, сам термин «денуклеаризация» достаточно широк, предполагает денуклеаризацию всего Корейского полуострова, соответствующие обязательства со стороны США и Южной Кореи, — отметил глава МИД РФ. — Сам по себе процесс и факт, что уже во второй раз пройдет саммит США — КНДР, позитивен, также как и становящиеся регулярными встречи руководителей Северной и Южной Кореи».
«Мы бы очень хотели, чтобы тем пониманиям, которые достигаются в рамках встреч Севера и Юга, уделялось больше внимания и проявлялось больше уважения, чтобы эти понимания учитывались в той работе, которую все хотят видеть завершенной по линии США — КНДР», — сказал министр.
Гарантии безопасности КНДР со стороны США в случае полной денуклеаризации Пхеньяна должны быть очень жесткими, заявил Лавров. «Убежден, что в конечном итоге без многостороннего формата не обойтись. Гарантии безопасности, которые должны будут предоставлены Северной Корее, если вдруг действительно состоится полная денуклеаризация, должны быть очень жесткими», — подчеркнул он.
Позитивные сдвиги
Лавров заявил о позитивных сдвигах в вопросе урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова. «В вопросе ядерной проблемы Корейского полуострова есть позитивные сдвиги, но она далеко не решена», — сказал глава МИД России.
В 2017 году впервые более чем за 10 лет в пограничном пункте Пханмунджом состоялся первый межкорейский саммит. После этого лидеры КНДР и Республики Корея Ким Чен Ын и Мун Чжэ Ин встречались еще два раза и подписали совместную декларацию, в которой договорились принять меры по дальнейшей денуклеаризации.
24 мая 2018 года состоялась церемония демонтажа единственного ядерного полигона КНДР в уезде Пхунгери провинции Хамгён-Пукто.
Соблюдение обязательств
КНДР полностью выполняет взятые на себя обязательства по приостановке ядерных испытаний и ракетных запусков, поэтому Совету Безопасности ООН следует подумать об облегчении санкционного давления, заявил Лавров. «Мы выступали и выступаем за то, чтобы уже сейчас начать стимулировать Пхеньян к дальнейшему движению вперед, — сказал он. — Объявил Пхеньян мораторий, и этот мораторий соблюдает — и по ядерным испытаниям, и по запуску баллистических ракет. Мы бы считали, что как минимум Совет Безопасности ООН мог бы сделать некие жесты, ослабив, устранив, сняв санкции в той части, которая мешает реализации совместных корейско-корейских проектов».
Лавров напомнил, что ранее Мун Чжэ Ин и Ким Чен Ын договорились о восстановлении железнодорожного сообщения. «Почему бы не посмотреть в Совете Безопасности, как можно модифицировать санкционный режим таким образом, чтобы стимулировать железнодорожное воссоединение двух Корей», — отметил глава МИД России.
Министр указал, что нельзя в одностороннем порядке требовать от КНДР сначала выполнить все условия по денуклеаризации, а лишь затем переходить к вопросу снижения санкционного давления. «То, что с наскока такую проблему не решить, показал сингапурский саммит, показывает это в очередной раз и подготовка к ханойскому саммиту», — добавил он.
Потенциал шестисторонних переговоров
Лавров заявил, что механизм шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова (Россия, Китай, США, КНДР, Республика Корея и Япония) может оказаться полезным в случае прогресса в диалоге между США и КНДР. «В Северо-Восточной Азии ситуация непростая, прежде всего, в связи с ядерной проблемой Корейского полуострова, но задача, стоящая в плане долгосрочной стабилизации, гораздо шире — это формирование механизма мира и безопасности в регионе, — сказал он. — Это одна из целей, которая была согласована в рамках шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова, когда переговоры были еще на ходу. Сейчас переговоры заморожены, но их потенциал, безусловно, следует иметь в виду».
«Если, надеюсь, будет прогресс по двусторонним каналам между США и КНДР, то шестисторонний механизм, прежде всего по вопросам мира и безопасности, может оказаться весьма и весьма полезным», — отметил Лавров.
По словам министра, именно это предполагается российско-китайской дорожной картой по разрешению ракетно-ядерного кризиса на Корейском полуострове. «Карта предполагает три этапа: сначала укреплять доверие и избегать провокационных действий, типа испытания ядерных зарядов, запуска ракет со стороны КНДР и масштабных непропорциональных военно-морских и военно-воздушных учений со стороны США и Южной Кореи, — напомнил он. — Затем, по мере наращивания такого доверия, проводить контакты, выдвигать предложения, искать баланс интересов и действовать синхронно — действие за действие».
«Тебе пошли навстречу — ты должен обязательно сделать шаг в направлении партнера, — продолжил глава МИД РФ. — На последнем этапе карта как раз предполагала формирование механизма мира и безопасности в Северо-Восточной Азии, чтобы все шесть страны и окружающее пространство чувствовали себя спокойно, чтобы было ясно, что есть надежные договоренности».
По его словам, данная логика «действие за действие» начинает пробивать себе дорогу и в Вашингтоне. «По крайней мере, контакты заместителя главы МИД России Игоря Моргулова с его американским коллегой говорят о том, что США даже спрашивают совета, как нам видится тот или иной сценарий того, что должно через пару дней произойти в Ханое [саммит США и КНДР]», — обратил внимание Лавров.
новости cегодня |
|